После разгрома Батыем Муромского городка и многих других поселений Самарской Луки часть оставшихся в живых болгар покинула ее и расселилась по всей территории современной Самарской области. Их поселения появись на реках Кондурча, Сок, Самара, Большой Кинель.

Одно из самых крупных и наиболее исследованных болгарских поселений XIII-XIV веков находится на южной окраине ныне не существующей деревни Сухая речка Похвистневского района на берегу р.Большой Кинель. В настоящее время его площадь превышает 12 гектаров, а в эпоху средневековья, видимо, она была значительно больше, т.к. река Кинель ежегодно разрушает поселение во время половодий и значительная его часть уже уничтожена.

В течение 7 лет в 70-х и в начале 80-х годов производились раскопки Сухореченского поселения. Это позволило восстановить картину жизни их обитателей. Оно представляло собой крупный торгово-ремесленный центр сельского типа. Он состоял из срубных бревенчатых домов, располагавшихся улицами параллельно реке. В южной части поселка на берегу Кинеля были сосредоточены ремесленные мастерские. Здесь исследованы остатки железоделательного горна, сложенного из глины. Найдены глиняные трубочки - сопла, на которые надевались кожаные мехи для вдувания в горн воздуха, необходимого для получения железа. Вокруг горна обнаружено большое количество железных шлаков. Найдены и железные изделия: ножи, ключи, детали замков, кресала, мотыга и др. Металлурги уже умели получать чугун: найден обломок чугунного котла. Исследовано 4 гончарных горна для обжига посуды. Еще один горн был разрушен рекой. Все горны были цилиндрическими двухъярусными: нижний ярус - топка, верхний - камера для обжига посуды. Один горн оказался загруженным, т.к. гончар, обжигавший в нем кувшины, по какой-то причине не смог извлечь из него свою продукцию. Возможно, ему помешало какое-то чрезвычайное событие, может быть, приведшее к гибели поселения. Сухореченские ремесленники изготовляли на гончарном круге корчаги, горшки, кувшины и миски. Благодаря хорошему горновому обжигу посуда имела красивый красный цвет.

Находки многочисленных костяных изделий свидетельствуют о присутствии на поселении косторезов, а находки бракованных стеклянных сосудов о наличии стеклодувного производства. Жили здесь, видимо, также плотники и другие ремесленники, продукция которых изготовлялась по заказам и на продажу. Они снабжали этой продукцией население окрестных сел.

Среди обитателей поселения были и торговцы. В центре его, видимо, было торжище. Благодаря торговцам на поселении встречаются привозные изделия: обломки среднеазиатских сероглиняных сосудов с рельефным орнаментом, а также привезенные из золотоордынских городов Нижнего Поволжья блюд и чаш, покрытых бирюзовой поливой и украшенных мелким узором синего или черного цвета. Весьма интересен обломок бронзового браслета с арабской надписью, от которой сохранились два слова, переводимые как "слава и счастье". Подобные браслеты с изречениями из Корана были широко распространены в странах арабского Востока в Х1П-Х1У веках. На селище найдены золотоордынские монеты.

Основная масса населения занималась сельским хозяйством: распахивала и засевала окружающие поселок поля и разводила стада лошадей, коров, овец и коз.

Поселение существовало около двух веков. Причины его гибели, к сожалению, выяснить не удалось. Возможно, оно было сметено с лица земли во время похода Тимура в 1391 году.

Раскопками вскрыт лишь очень небольшой участок поселения. Много тайн хранит его неисследованная часть. Будущие исследования селища позволят полнее восстановить его историю как частицу истории Поволжья золотоорынского периода. Можно сожалеть лишь о том, что каждый год разрушаются Кинелем все новые участки селища, уничтожаются одна за другой строки и oграницы этой истории.