Для российских пролетариев оставался актуальным вопрос о восьмичасовом рабочем дне. Уже к началу апреля в Самаре на совместных совещаниях владельцев фабричных и заводских предприятий, с одной стороны, и представителей Советов рабочих и военных депутатов - с другой, были выработаны общие положения об учреждении заводских комитетов и постановлено ввести восьмичасовой рабочий день с 10 апреля. Самарский Совет рабочих депутатов 7 апреля отдал распоряжение об установлении восьмичасового рабочего дня. В связи с этим городская управа, подготовила доклад городской думе, в котором подчеркивала, что с вопросом о введении восьмичасового дня приходится считаться, как с фактом решенным и остается только взвесить: выдержат ли городские предприятия предстоящее увеличение расходов. Управа предложила думе: 1) установить восьмичасовой рабочий день для всех служащих, рабочих городских электрических предприятий, то есть практически всех заводов и фабрик), а в праздничные дни - семичасовой рабочий день; 2) разрешить в связи с этим расход средств за счет уменьшения чистой прибыли от эксплуатации этих предприятий. На этом же заседании было поручено, трамвайной комиссии разработать вопрос о введении для служащих трамвая третьей смены работы, чтобы соблюдать закон о восьмичасовом рабочем дне.
В соглашении о введении восьмичасового рабочего дня, о создании фабрично-заводских комитетов и примирительных камер, заключенном в апреле 1917 г. Самарским Советом рабочих депутатов и обществом фабрикантов и заводчиков, цели и задачи фабзавкомов определялись следующим образом: а) представительство рабочих данного предприятия в их отношениях с правительством и общественными учреждениями; б) формулировка мнений по вопросам общественно-экономической жизни рабочих данного предприятия; в) разрешение вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений между рабочими данного предприятия; г) представительство от рабочих перед администрацией 1 заводов и фабрик и владельцами предприятий по вопросам, касающимся взаимоотношений между ними и рабочими. Этим соглашением предприниматели пытались ограничить функции фабзавкомов, лишить их права осуществлять контроль над производством. Но активная деятельность фабрично-заводских комитетов выходила за рамки данного соглашения. Часто вопросы о порядке выборов, функциях и структуре фабзавкомов определялись революционной инициативой масс.