В губернском центре имели свои отделения 5 иногородних коммерческих банков (Волжско-Камский, Русский торгово-промышленный, Русский для внешней торговли, русско-Азиатский и Азово-Донской), а всего насчитывалось 13 банковских учреждений. Наибольшее количество представительств имелось в особо богатых хлебом уездах.
Основными средствами обогащения банков были дорогой кредит и комиссионная торговля. Банки и крупные хлебопромышленники диктовали до войны низкие закупочные цены на хлеб на местных рынках и удерживали высокие экспортные монопольные цены. На поволжских рынках были самые низкие в мире цены на пшеницу. Каждый пуд самарской пшеницы, вывезенный в Англию, давал в 1910 году до 30 копеек чистой прибыли (примерно 23% продажной цены).
Возрастающую роль коммерческих банков в хлеботорговых операциях в Поволжье можно проследить на примере некоторых уездов Самарской губернии. Так, общий оборот всех банков в Николаевском уезде составлял в 1912 г. более 40 млн. рублей, причем на долю местных банковских учреждений приходилось свыше 8 млн. рублей, а на отделения коммерческих банков - около 32 млн. Таким образом, кассовый оборот последних превосходил примерно в 4 раза обороты местных банков. В Бузулукском уезде Самарской губернии кредитные операции торгово-промышленного банка составили в том же году более 5 млн. рублей и почти в 2 раза превышая сумму кредитных операций местных банковских учреждений.
Обычно коммерческие банки взимали высокий процент - до 101%. Как указывает экономист П.А.Хромов, учетная ставка в России, как и норма прибыли, была в 2-2,5 раза выше, чем в наиболее развитых капиталистических странах. Это относится как к коммерческим банкам, так и другим кредитным учреждениям. При этом частные акционерные банки, общества взаимного кредита и городские банки взимали больший процент, чем Государственный банк, и внедрялись в такие глубинные районы Поволжья, где не было отделений Государственного банка.
Местная буржуазия перекладывала тяжесть кредита коммерческих банков на плечи трудящихся. Об этом косвенно говорят данные о среднем уровне заработной платы в средневолжских губерниях. В 1913 г. Симбирская губерния по этому показателю занимала 58 место, Самарская - 50, Казанская - 39. Несколько выше был уровень заработной платы в Саратовской губернии, но и здесь он был значительно ниже, чем во многих других районах страны. Подобная же картина наблюдалась и в 1914 году (при общем росте дороговизны после начала войны). Низкий уровень заработной платы в сочетании с дешевизной хлеба и сырья за счет эксплуатации крестьян обеспечивал особенно высокие прибыли, поэтому российский и иностранный капиталы через коммерческие банки активно внедрялись в хлебные районы губернии.
Накануне империалистической войны коммерческие банки развернули в крае широкую коммерческую деятельность, особенно в области торговли хлебом и другими сельхозпродуктами, которая давала высокий доход. Банки содержали штат приказчиков, имели свои склады на многих пристанях и станциях. Государственный банк России пытался оттеснить на второй план коммерческие банки. Особенно это стало заметно в 1909 году в связи с высоким урожаем зерновых почти во всех губерниях России. Государственный банк провел несколько совещаний в столице, основных хлебопроизводящих районах, на которых обсуждался вопрос о строительстве элеваторной системы в стране Этот вопрос ставился еще в 1888 году Министерством внутренних дел, которое создало для его изучения комиссию. Последняя сочла необходимым введение системы хлебных элеваторов по образцу американской. Аналогичная мысль прозвучала на совещании сельских хозяев и хлеботорговцев в 1892 году, а затем на Всероссийском торгово-промышленном съезде в 1896 году. Вопрос о сооружении элеваторов обсуждался и в 1903 году - на Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое приняло постановление об оборудовании элеваторами ряда торговых пунктов. Но, как всегда в России, дело закончилось говорильней и практических шагов по строительству предпринято не было.
Более эффективным были действия земств в этом направлении. В 1888 году был построен элеватор Елецкого земства; Бугурусланское земство построило 9 простейших зернохранилищ емкостью до 2 млн. пудов, которые, как правило, сдавались в аренду крупным торговым фирмам. На совещаниях в Самаре и Саратове в 1911 году были определены наиболее оптимальные населенные пункты для строительства элеваторов. В 1912913 гг. элеваторы были сооружены на железнодорожных станциях Непрйк, Бугуруслан, Богатое - объемом по 300 тыс. пудов; Сорочинская и Абдулино - по 700 тыс. пудов. Элеваторная система, по замыслу чиновников Государственного банка, должна была стать надежным источником прибылей от хлебозалоговых операций.