Система продажи самарского хлеба была такова. Жители сел и деревень, расположенных в радиусе 70-80 км от Самары, везли хлеб на продажу в губернский центр. Северные волости Самарского уезда: Липовская, Чистовская, Тенеевская, Константиновская, частично Александровская, Степно-Шенталинская, Зубовская и Петропавловская пшеницу продавали в Самаре, а рожь и гречиху везли в Мелекесс или в Чистополь Казанской губернии. Крестьяне южных волостей Самарского уезда везли хлеб в Сызрань, на Васильевскую пристань и в торговые села - Екатериновку и Обшаровку. Лишь часть пшеницы из этого района поступала на самарский рынок. Торговля хлебом велась также в селах Красный Яр, Дубовый Умет, Зубовка. Крупные партии зерна, преимущественно пшеницы, поступали из южных районов края в слободу Покровскую, где также функционировала хлебная биржа. Этот крупный хлебный рынок находился на перекрестке волжского пути с железнодорожными линиями на Новоузенск и Николаевск. Сюда стекался хлеб из-за Заволжья, съезжались саратовские, нижегородские, костромские, ярославские, самарские и другие мукомолы. В 1910 году Покровская хлебная биржа имела оборот в 20,6 млн. пудов. Важное значение имел Балаковский хлебный рынок - здешняя биржа имела оборот до 7 млн. пудов зерна. В Николаевском уезде хлеб продавался также в с. Марьевка. Более 7 млн. пудов поступало на рынок в с. Ровное, около 4 млн. пудов - в Баронск.

В неурожайные годы хлеб скупался в районах, прилегающих к Оренбургско-Ташкентской, Самаро-Златоустовской и Симбирской железным дорогам. Влияние железнодорожной сети на развитие торгового зернового земледелия было огромно. Видный земский статистик Г.И.Баскин отмечал: Железнодорожный участок Мелекесс-Бугульма был открыт в 1911 году, но не прошло и пяти лет как проведение новой железнодорожной линии успело сказаться на переоценке прежде существовавших пунктов экономического тяготения: появились новые рынки, такие как Кошки (Погрузная), Шентала и Клявлино. С их возникновением ослабело прежнее значение таких центров, как Мелекесс, Чистополь и Бугульма. Под влиянием тех же причин сфера влияния Бугульмы расширилась, отодвинувшись далее на север и отвоевав некоторую территорию от Челнов. Вся эта перегруппировка приблизила целый ряд населенных пунктов к рынкам сбыта, повысила цены на продукты сельского хозяйства в местах их производства и, следовательно, повлияла и не могла не повлиять на рост интенсификации разных отраслей крестьянского хозяйства в этих районах.

В Бузулукском уезде крестьяне везли хлеб на продажу в Бузулук, Борское, Новотроицкое, Утевку, Тоцкое, крепость Сорочинскую; в Бугурусланском - в уездный центр, в слободу Кинель-Черкасскую и пригород Сергиевск. В Ставропольском уезде крупное значение в торговле имел Ставрополь, стягивавший до 2 млн. пудов зерна. С Самарским хлебным рынком кроме Казанского, Саратовского, Сызранского и Оренбургского, был тесно связан Уральский рынок. В качестве продавцов хлеба на нем выступали казаки и крестьяне Николаевского и Новоузенского уездов.

За пределы губернии хлеб вывозился водным путем и по железным дорогам. Самарская пристань могла обслуживать около 50 пароходов. В районе Хлебной площади находилось большое количество амбаров, вмещавших свыше 12 млн. пудов. На железнодорожной станции также были построены зернохранилища. Накануне первой мировой войны на правом берегу Самары был построен элеватор емкостью 3,4 млн. пудов Самара является одним из важнейших в империи рынков по торговле хлебом, преимущественно пшеницей, скотом, салом; важное значение имеет также торговля шерстью, кожами и сырьем, получаемым из киргизских степей. Зерно и мука шли водным путем в Казань, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль и Рыбинск, и затем - по Мариинской системе - в Петербург или по Николаевской и Виндаво-Рыбинской железным дорогам - в Петербург и Ригу. Использовались также Казанская и Рязанско-Уральская железные дороги. Часть хлеба и муки поступала с волжских пристаней в Ростов-на-Дону и Новороссийск. Потребителями хлеба кроме Верхнего и Нижнего Поволжья, были Средняя Азия и Сибирь. Через порты Черного моря самарская мука шла в Италию, а через балтийские - в Англию.

По данным официальной статистики, с 1900 г. по 1913 г. произошел рост вывоза по железным дорогам хлебных грузов из губернии на 222%, или в абсолютном выражении, с 36796 тыс. пудов до 81683 тыс.; в том числе пшеницы с 21813 тыс. пудов до 49657 тыс. пудов (на 228%). Эти данные говорят о снижении доли серых хлебов в товарообороте и резком возрастании значения пшеницы. Эту тенденцию, но на основе анализа структуры посевных площадей, отмечал Г.И.Баскин: С 1895 по 1909 год на надельных землях наблюдается неуклонное падение ржи и овса и относительное возрастание посевов пшеницы. В Николаевском уезде под пшеницей находилось 72% посевной площади, рожью - 9%, овсом - 7%, ячменем - 5%, просом - 5%. В Бузулукском уезде удельный вес посевов пшеницы составлял 70%. В целом на юге Самарского, Бугурусланского, в Бузулукском, Николаевском и Новоузенском уездах было сосредоточено до 93% посевов пшеницы Рост посевов пшеницы был вызван тем, что при продаже она давала доход больше чем рожь. Высевались, главным образом, такие сорта пшеницы, как белотурка, кубанка, египетка, полтавка, русская, сандомирка. Высокой была товарность пшеницы. В Самарской губернии товарная масса яровой пшеницы составляла в 1903913 гг. 84 млн. пудов, ржи - 11,5 млн. пудов, ячменя - 150 тыс. пудов, овса - 707 тыс. пудов. Г.И.Баскин считал, что общая величина товарообмена Самарской губернии составляла в среднем в год 184 977 910 пудов, причем на вывоз за пределы губернии приходилось 108 844 480 пудов, на ввоз 80 733 430 пудов (соответственно 56,3% и 43,7% всего грузооборота). По железным дорогам привозилось 87 454 660 пудов (47,3%), водным путем - 97 523 350 пудов (52,7%). Основу вывоза их губернии составляли хлебные грузы - 70 443 250 пудов (67,7% или более 1/3 от общего количества вывозимых товаров), в их числе на зерновые хлеба приходилось свыше 56 млн. пудов (80%), на муку - 11,2 млн. пудов (16%), крупу - 1,9 млн. пудов (37%). В урожайные годы из Самары вывозилось от 70 до 90 млн. пудов зерна и муки. Часть зерна шла на переработку на спирт и пиво.

Такова в общих чертах товарность зернового производства края в дореволюционный период. Добавим, что она, безусловно, зависела от высоты урожая хлебов. Тот же Г.И.Баскин писал, что в 1911 году из-за неурожая губерния не собрала 57,1 млн. пудов зерна. Но размеры погодных чистых излишков в 1912 году составили 58,2 млн. пудов, в 1913 году - 110,8 млн., в 1914 году - 21,5 млн., а в 1915 году - 101,7 млн. пудов.