Самарские земские статистики зафиксировали, что значительная часть крестьянских хозяйств арендовывала землю у помещиков. Также важно заметить, что хозяйства на наделе находились в менее благоприятных условиях по сравнению с хозяйствами, живущими на купчей и арендованной земле. По размерам посевов, по количеству рабочих лошадей на одно хозяйство они оказывались обеспеченными слабее. В малопосевных группах хозяйств преобладала продовольственная аренда, в многопосевных она носит предпринимательский характер. На это указывают высокие размеры арендуемого участка и преимущественное арендование земель на продолжительные сроки
Малоземельные крестьяне чаще всего арендовали землю на кабальных для них условиях. Аренда обставлена следующими условиями: если плата за озимый посев не внесена в марте, и за яровой в мае, то половина всего урожая вместо арендных денег поступает экономии. Часто за невозможность занять денег крестьянину даже при хорошем урожае приходится отдавать половину жатвы, а если удается взять деньги в долг, большая часть прибыли поступает ростовщику И в этой связи пульс хозяйственной инициативы здесь едва прощупывался, а среди помещичьих крестьян преобладали пауперы.
В лесостепной полосе, где особенно остро ощущалось малоземелье, крестьяне вынуждены были арендовать земли у помещиков или покупать их. Самарские земские статистики установили, что в Ставропольском уезде в малопосевной группе хозяйств преобладала продовольственная аренда, причем крестьяне переплачивали два рубля за каждую десятину. Как правило, крестьяне арендовали землю за отработки. Помещик выступалв качестве ростовщика, используя зимнюю наемку. При сдаче земли в аренду он обговаривал условия отработок крестьян в экономии. В договоре Усольской конторы вотчины графов Орловых-Давыдовых с крестьянами при аренде земли под яровой посев читаем: 1905 г. март 27. Крестьяне с. Актуш И.Н.Федосеев, А.В.Захаров с прочими. 1) мы обязуемся летом 1905 г. по первому требованию сжать хлеб, перевезти на собственных лошадях с Левадского поля на хутор 36 3/4, дес. ржаных снопов и 291/2 дес. яровых, нажатых как серпом, так и жнейками; за перевозку получаем от конторы за ржаные снопы по 2 руб. и за яровые по 1 руб. 50 коп. с десятины. Снопы возить на токи и падины, которые предварительно нами должны быть вычищены и покрыты соломой, складывать снопы мы должны в клади аккуратно, по указанию надсмотрщиков клади ежедневно вывершивать и покрывать господской соломой. Высота кладей должна быть не менее 12 аршин. Если конторе потребуется подвозка прямо к молотильной машине, то такое требование должно быть исполнено безоговорочно. Во время перевозки снопов мы крестьяне обязаны иметь не менее 14 лошадей, причем должны соблюсти следующее: иметь на каждом рыдване возильный полог, который во время накладки снопов расстилать около рыдвана. Иметь при подводах подавальщиков и кладчиков, которые ни в коем случае не должны становиться на скирды, дорогою снопы не терять и не травить лошадьми, для чего иметь на каждой лошади намордники. В сырую погоду снопы не возить.
Бывшие помещичьи крестьяне арендовали землю всей общиной или объединялись в товарищества. Особенно это было характерно для Ставропольского и Самарского (лесостепной части) уездов. В то же время здесь, кроме мелких арендаторов, используемых помещиками на отработках, имелась группа хозяйств предпринимательского типа, применявших труд постоянных наемных рабочих; кроме земледелия их владельцы занимались торговлей, имели промышленные предприятия. В Ставропольском уезде удельный вес таких хозяйств составлял 2,3%, Малопосевные группы хозяйств, а в зоне прусского типа аграрной эволюции их доля доходила до 70%, постоянно испытывали нужду в продовольствии, фураже и семенах.
Иная ситуация складывалась в районе торгово-зернового земледелия. В Новоузенском уезде землю арендуют преимущественно участками на 1 год до 1200 дес. в среднем на арендатора Аренда земли большими участками преобладала в Николаевском и на юге Самарского, Бугурусланского и Бузулукского уездов. В частности, в Самарском уезде удельный вес капиталистической аренды достиг 37% Значительная ее доля приходилась на степную полосу, где размещались посевы товарной пшеницы. В степных уездах доля богатых крестьян-фермеров колебалась от 23,8 до 30%. Вне зависимости от численности, зажиточные верхи деревни концентрировали в своих руках наиболее плодородные земли и расширяли посевы торговых зерновых культур. Например, в хозяйстве крестьянина с. Еремеевка В.Д. Рождественского насчитывалось 2 рабочих лошади, 2 жеребенка, 5 верблюдов, 2 коровы, 2 теленка, большое количество сельскохозяйственного инвентаря, в том числе сенокосилка, веялка. Имея 20 дес. надельной земли, В.Д. Рождественский арендовал еще 15,3 дес.
При договоре с крестьянами кредиторы выговаривали себе наибольшие цены за хлеб и наименьшие поденные и сдельные платы во время производства работ заемщиками в их хозяйствах.
Такие условия ставили крестьян Поволжья в положение зависимых, только не от помещика, а от кредитора.
Вот далеко не вся картина положения крестьн-арендаторов Самарской губернии.