В ходе колонизации края дворянские имения возникали в Бугульминском, Ставропольском, лесостепных полосах Самарского, Бузулукского и Бугурусланского уездов. Дворяне получали владения, как правило, там, где имелись сильные плодородные земли. Так, в Самарском уезде в излучине реки Волги было сосредоточено 65,4% всего помещичьего землевладения. Особо выделялись Спасская, Томыловская, Воскресенская и Владимирская волости, в которых были расположены все крупнейшие латифундии уезда. Подобная картина наблюдалась и в Бугурусланском уезде. В южных волостях, граничащих с Бузулукским уездом (Натальинской, Троицкой, Пилюгинской), дворяне имели 43,1% всей площади помещичьей земли уезда, остальная часть владений была расположена на границе Самарского (Смольковская, Боровинская, Богородская, Ключевская волости) и Бугульминского уездов (Знаменская, Байтугановская, Старо-Соснинская, Степно-Дурасовская волости).
Дворяне теряли землю, главным образом, потому, что не сумели перестроить свою хозяйственную деятельность. Они цепко держались за традиционные формы ведения хозяйства, и в этом в полной мере проявлялась рутинность их сознания - привычка жить и хозяйствовать как отцы и деды; сказывались и хозяйственная конъюнктура, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, а также те аномалии (русско-японская война, революция 1905-1907 гг., первая мировая война), которыми так богато начало XX в.
Самарские дворяне в 1877 г. имели 1082 владения общей площадью 2033,1 тыс. дес. земли. К 1905 г. число владений сократилось до 810, а занимаемая ими площадь - до 926 тыс. дес. В целом мобилизационный процесс был подвержен колебаниям, носил волнообразный характер. Период 1898-1902 гг. характеризуется резким подъемом числа продаж и количества земли, поступившей на рынок, и вполне соответствует выводу И.Д Ковальченко и Л.В. Милова о значительном проникновении товарно-капиталистических отношений в поземельные отношения. Но подъем мобилизационной волны был скорее связан с ухудшившейся хозяйственной конъюнктурой, резким падением цен на российский хлеб на внешнем рынке, иными словами, с мировым аграрным кризисом конца XIX в. и неурожаями первых лет XX столетия. Общие итоги дворянских потерь были весьма внушительны. В 1867-1902 гг. дворяне продали 1 204 002 дес. земли. Убыль коснулась прежде всего крупных земельных владений размером свыше 3 тыс. дес.: было продано 801 007 дес. или 66,53%. Существенные потери понесли владельцы имений размером от 500 до 3000 дес. (388 515 дес. или 32,27%). В 1903-1905 гг. количество проданной земли в губернии сокращается, а затем, в следствии революционных событий 1905-1907 гг., резко возрастает. Подъем мобилизационной волны продолжался и в 1908 году (продано 575,5 тыс. дес.); затем произошла стабилизация. В целом площадь помещичьего землевладения сократилась с 926 041 дес. в 1905 г. до 540 796 дес. в 1914 г. В годы первой мировой войны земельный рынок активно не функционировал и число земельных продаж было невелика
На первом месте по размерам проданной дворянами земли стоял Николаевский уезд - 464 110 дес., далее Бузулукский 226 023 дес.), Новоузенский (226 183 дес.), в них помещичьи хозяйства были неконкурентоспособны с быстро прогрессирующими фермерскими. В лесостепной полосе число проданных имений было не столь велико, так как помещичье землевладение здесь стало складываться со второй половины XVI в., а крестьяне, получившие нищенские наделы земли худшего качества, не могли выступать конкурентами помещикам-дворянам. В условиях становления аграрного капитализма "прусского" типа в лесостепной полосе шло дробление крупных имений, безвозмездная их передача наследникам, или же совершалась покупка земель дворянами из других губерний, т.е. купля-продажа имений шла внутри дворянского сословия.
До 1905 г. причины продажи дворянами земли, главным образом, коренились в том, что те не смогли отказаться от старых методов хозяйствования и перевести имения на капиталистические рельсы. К тому же многие экономии были заложены и перезаложены в государственных и частных банках. Об этом, в частности, говорилось на встрече губернских предводителей дворянства в феврале 1901 г.: "...имения, продававшиеся с публичного торга, кроме долгов ипотечным кредитным учреждениям, обремены почти все без исключения, дополнительными закладными и частными долгами, оплачиваемыми высокими процентами, так что в совокупности все лежащие на имениях платежи почти равняются, а иногда и превосходят доходы имений".
Революция 1905-1907 гг. вызвала панику среди дворян-помещиков и они стали продавать имения, в основном, размером от 1000 до 10000 дес. В них преобладала отработочная система, хозяйство велось управляющими и приказчиками. В экономиях размером до 500 дес. преобладала капиталистическая система ведения хозяйства, управление находилось в руках владельцев и они сумели лучше управляющих и приказчиков примениться к новым условиям. Рост продаж стимулировался также увеличением цен на землю.