Адаптация к роли торгово-промышленного центра, вызвала в жизни обширное строительство зданий хозяйственного назначения.

В 1875 г Самара стала железнодорожной станцией. Через два года был возведен пассажирский. Восемь пристаней обслуживали частные пароходства "Самолет", "Кавказ и Меркурий", "По Волге" и др. В 1876 г. в городе действовали 71 магазин, 697 лавок, около 70 предприятий. 15 кирпичных, 11 салотопенных, 7 кожевенных, 5 горшечных, 3 механических, клееваренные, поташные и т.п. заводы и заводики. 3 паровых и 60 ветряных мельниц - всего около двадцати наименований. Позднее открылась Даровая мукомольная мельница Курлина и Субботина, вскоре вслед за этим - "Товарищество паровой и муко-мольной и крупчатой мельницы и заводов в Самаре" (Субботин, Шихобалов, Курлин), Жигулевский пивоваренный завод фон Вакано, макаронная фабрика Кеницер, кондитерская фабрика, лесопильный завод Наймушина, одительностью в 3 млн.пуд., кондитерская фабрика Гребежева, мыловаренный завод Уласова, спирто-водочный завод, обувная фабрика Чувашьянц, завод искусственных минеральных вод, кондитерская фабрика Савинова и Каргина, электростанция мощностью в 300 кВт, механический и чугунолитейный завод Платкова и многие другие. Неизбежным сопровождением промышленных предприятий, пристаней и железнодорожной станции были различного рода складские помещения, амбары, штабеля дров, строевого леса .

Самым приметным явлением промышленной архитектуры стал пивоваренный завод. На берегу Волги в 1881г. появились сначала одноэтажные корпуса, затем по проекту германской машиностроительной фирмы И.С.Швальбе развернулась их реконтстукция. Территория завода была отгорожена от реки подпорной стеной, сложенной из штучного известняка. Над ней взметнулись красивые корпуса, ставшие выразительной частью городского фасада, обращенного всеми своими парадными строениями и храмами к Волге.