Важнейшее место в городской застройке принадлежало храмовому зодчеству.
Пожалуй, именно здесь в наибольшей степени проявился демократизм Самары с ее конфессиональным многообразием. Вопрос этот тесно связан с проблемой населения. Самара входила в группу российских городов (наряду с Одессой, Ростовом-на-Дону, Николаевом), которые по темпам роста населения далеко превышали средний по России уровень. Численность населения составляла в 1870 г. 14 494 чел., в 1884 г. - 75 478 чел., в 1897 г. - 91 600 чел. Первая Всеобщая перепись населения России 1897 г. выявила, что 30 469, или 33%, жителей были коренными самарцами, еще 24 553 прибыли из уездов губернии, а 34 699 (37%) были уроженцами других губерний. Больше других было выходцев из Казанской (4 293), Симбирской (11 536), Нижегородской (2 143) губерний. I Значительным было число выходцев из Владимирской, Вятской, Пензенской и Саратовской губерний.
По вероисповеданию населения картина была следующей: православных - 80 493, единоверцев, раскольников и старообрядцев - 3 478, католиков - 1 244, протестантов (лютеран) - 1 036, мусульман - 2 364, иудеев - 1 327. Русский язык назвали родным 82 907 самарцев, украинский - 402, белорусский - 81, польский - 958, татарский - 2 301, мордовский - 639, чувашский -87, башкирский - 28, тептярский и киргизский - по одному человеку; иностранцы (немецкоязычные) были уроженцами Австро-Венгрии, Германии и Пруссии.
Преобладание русского населения выразилось в количественном преобладании православных храмов. К концу века здесь было 22 каменных церкви. Относительной принципов расположения культовых зданий в Самаре краеведы-архитекторы высказали различные суждения. Неутомимый исследователь древностей Самары Е.Ф.Гурьянов считал, что "продольные, вдоль Волги, улицы Самары- Преображенская, Казанская, Вознесенская, Дворянская, Саратовская и другие -в. ходе развития застройки города; "шагали" от Волги и как бы вешились церквами". А.Г.Моргун выделяет три принципа расположения храмов. Он справедливо считает их пространственными ориентирами городской застройки вообще. Первый принцип-на пересечении улиц, когда вертикаль храма "работает" на все четыре направления. По этому принципу была поставлена в 1889 г. Ильинская церковь на перекрестке Алексеевской и Ильинской улиц, так стояла построенная в 40-х гг. Троицкая церковь- на перекрестке Панской и Троицкой улиц. Воскресенская церковь на площади того же названия. Второй принцип - замыкание перспективы одной улицы. Именно его, видимо, имел в виду Е.Ф.Гурьянов. Так стояли самые старые храмы: Спасо-Преображенская церковь XVII в конце Преображенской улицы, Собор во имя Казанской Божией матери XVIII в. в районе Хлебной площади, нынешний кафедральный храм во имя Покрова Богородицы в конце Предтеченской улицы (постройка 1861 г.), а также построенная почти одновременное ним церковь во имя св.апостолов Петра и Павла на ул.Соловьиной и др. Третий принцип - "в интервалах периметральной застройки городских кварталов (главным образом на одном из углов перекрестка)" - был ложен в основу строительства церкви при Николаевском сиротском доме (1864-1868 гг.) на ул.Преображенской, Вознесенского собора и колокольни на ул.Вознесенской, многокупольной Казанской единоверческой церкви.
Наиболее значительным фактом храмового зодчества в Самаре стало строительство кафедрального собора на самой просторной площади города, получившей название Соборной, как и улица Сенная, выходившая на нее. Инициатором строительства был архиепископ Самарский Герасим, который обратился за разрешением к местным властям 4 апреля 1866 г. Совпадение этого события с неудачным покушением Каракозова на императора Александра II ускорило получение разрешения на строительство со стороны правительства. Император пожертвовал на собор 2 тыс. рублей. 4 апреля 1869 г. был положен первый камень в основание храма. Проект постройки был разработан под руководством председателя технического комитета Министерства внутренних дел архитектора Жибера. Собор построили и освятили в 1894 г с двумя приделами - во имя ев князя Александра Невского и во имя всех святых, поименованных на 4-й день апреля.
Относительно внешнего облика нового собора и его места в общей архитектонике города высказывались разные, порой полярные, точки зрения Е.Ф.Гурьянов безоговорочно поддерживал уничтожающую характеристику архитектурных достоинств собора, данную графом Е.А. де Салиасом "Что-то в высшей степени уродливое, коричневое, цвета мухомора: образчик той эпохи кнута и вина, в которую его состряпали на ужас эстетического чувства", и противопоставлял взорванному в 30-е годы храму - "монументальный образ начала социалистической культуры" - нынешний "Дворец". Сегодня местные газеты наперебой публикуют изображение утраченного храма, подчеркивают его художественные достоинства Очевидцы так же писали о внушительном впечатлении, которое производил новый собор. Географ и путешественник А.П.Нечаев (1904 г.) "Из городских сооружений наибольшее внимание привлекает собор, построенный в византийском стиле, и довольно красивое здание театра", писатель Е.Л.Марков "Большой пятиглавый собор византийского стиля во имя ев Александра Невского, с высокою колокольней, еще не вполне отделан, за ним на северной окраине города, такой же пятиглавый Иверский женский монастырь с своими церквами и обильнейшим колодцем ключевой воды, охваченный зубчатою стеною". "Скученные вместе громадные каменные корпуса многоярусных крупчаток и Жигулевский пивоваренный завод с их дымящимися трубами, роскошный Струковский сад, нависший над берегом Волги, шпили и шатры театрального замка, и над ними два пятиглавые собора с колокольнями, видные теперь от макушки до пяток, все это составляло очень яркую и живописную картину.
Около двадцати лет продолжалось строительство архитектурного ансамбля лютеранской кирхи на углу улиц Дворянской и Предтеченской, недалеко от старого единоверческого храма. Сначала построили кирху с колокольней (проект самарского архитектора Н.Н.Еремеева), а в 1875 г. возвели два фланкирующих флигеля, соединив их с кирхой специальной металлической оградой, которую потом заменили на одноэтажную постройку.