Она стала символом новой Самары: не замкнутые купеческие семейные компании, а демократичная магазинно-лавочная торговля, не запертые на крепкие запоры высокие "чанные ворота", а открытые публике витрины. В 50-60-х гг. XIX в. здесь еще преобладали деревянные домишки и обширные пустыри, но к концу 70-х, после запрещения возводить такие строения, сосредоточились магазины и лучшие лавки города с колониальными, красными и галантерейными товарами. П.В.Алабин отмечал: "В последнее время эти лавки стали щеголять друг перед другом зеркальными окнами (широкое толстое стекло) и красивыми в них выставками товаров". Не случайно именно Дворянская улица стала "любимым местом гульбища самарского общества в зимний сезон, как Невский проспект в Петербурге".
На Дворянской улице с каждым годом прибавлялись новые каменные здания - городская Дума, Александровская библиотека (дом Ю.Б.Христензена), Коммерческий клуб, дом Дунаева (проект петербургского архитектора А.Г.Грютвальда) в так полюбившемся самарским купцам итальянском стиле. В 1888 г. в конце улицы вырос красавец-театр, выстроенный в русском стиле (московский архитектор МЯ.Чичагов).