В ГУЩЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

Политическая окраска пореформенного периода во многом определялась тем впечатлением в обществе, особенно в среде интеллигентной молодежи, которое производила мучительная адаптация деревни к новым посткрепостническим отношениям. Наибольший резонанс вызвал протест крестьян Казанской и Пензенской губерний против безземельного освобождения, да еще с сохранением ненавистной барщины под видом временнообязанного состояния. К 1864 г. обозначился спад первой, наиболее острой реакции крестьян, но движение и недовольство не прекратились вовсе. Отказ от выполнения издельной повинности, от внесения выкупных платежей, требование дарственного надела и т.д. - все это, наряду с циркулировавшими в крестьянской среде самыми невероятными слухами о "черном переделе", является приметой народных настроений последующих десятилетий.

В пореформенной Самарской губернии известны 21 крестьянских выступлений. Наиболее активными были крестьяне Бугурусланского и Николаевского уездов. Яркими проявлениями борьбы за землю были открытые захваты сенокосных угодий и распашка помещичьей земли в августе-сентябре 1861 г. в деревнях Сытовка и Колыбелка Николаевского уезда, нападения крестьян на землевладельцев в д.Байраки Бугульминского уезда в июне 1882 г. и др. Сюда же следует отнести порубки помещичьего, удельного и казенного леса, самовольное снашивание лугов и покосов. Крестьяне отказывались выполнять барщинные и оброчные повинности, вносить выкупные платежи, стремились вырваться из временнообязанного состояния. При этом они проявляли редкое единодушие и солидарность. В 1871 г. 6 деревень Смагинской волости Бугурусланского уезда почти полгода не исполняли издельную повинность. Крестьянин, чрезвычайно дороживший землей и каждой минутой труда на ней, отрекался от этой вековой привычки и отказывался обрабатывать свой надел. Так, в 1864 г. поступили крестьяне 12 селений Калмаюрской волости Самарского уезда. Протест был упорным и длился четыре с половиной месяца. К формам борьбы против повинностей следует отнести и широко распространенные в Самарской губернии требования о предоставлении дарственного надела. В 1861-1864 гг. в Бугурусланском уезде произошло 29 выступлений, из которых 18 представляли борьбу против повинностей, выражавшуюся главным образом в требовании "царского", "сиротского", т.е. дарственного, надела.

Выступления крестьян против административно-судебного гнета - наименее изученная сторона крестьянского движения. В Самарском Заволжье это был, прежде всего, протест крестьян против разорительной для них практики массового убоя в целях борьбы с эпизоотиями, которые были частым явлением: сибирская язва, сап, повальное воспаление легких уносили тысячи голов крестьянского скота. Самыми неблагополучными в этом отношении были Бугурусланский, Буэулукский, Николаевский уезды. Местная администрация часто подвергала убою крестьянский скот по малейшему подозрению в заболевании, а иногда и невзирая на отсутствие всяких тревожных симптомов, просто из служебного рвения.

В уездах, относительно свободных от эпизоотии, крестьяне решительно отказывались подчиняться властям, распорядившимся о введении в действие в 1885 г. инструкции о мероприятиях против чумы скота. Драматические события разыгрались в Бугульминском уезде, где несколько тысяч татар и башкир решились даже на открытое столкновение с губернатором и полицией, Резкий протест самарского крестьянства вызывали действия властей во время нередких эпидемий холеры. В этом отношении особенно выделялись 90-е годы. Главными очагами эпидемий были пункты найма сельскохозяйственных рабочих. Введение карантина приводило к крушению надежд десятков тысяч отходников из Пензенской, Тамбовской, Воронежской и других губерний, на заработок. Боль и гнев обездоленных, многократно усиленные безысходной нуждой в самом насущном, выливались в кровавые столкновения с властями, которые, как правило, прибегали к помощи воинских команд.

Особенно напряженным было положение в бывшей помещичьей деревне, в среде удельных крестьян. В 1864 г. самарский губернатор Н.П.Мансуров доносил министру внутренних дел П.А.Валуеву о волнениях удельных крестьян в Николаевском и Ставропольском уездах. При этом указывалось, что Николаевский уезд - "корень всех беспорядков по удельным селениям" "'. В большинстве случаев движение начиналось отказом крестьян выкупать землю и требованием дарственного надела (на что удельные не имели права). Известны имена активных вождей крестьян: Федор Изосимов (с.Хрящевка Ставропольского уезда), Ферор Глазунов, Панкрат и Митрофан Савочкины, Николай Калинин, Иван Карев и бывший староста Морозов (с.Арбузовка Каменской волости Николаевского уезда). Требование, высказанное перед начальством Федором Глазуновым, сводилось к тому, что "нынешнее удельное начальство фальшивое" и что "если царь не даст дара, то все крестьяне уйдут с княжеской земли".

В ноябре 1865 г. волнения охватили почти все селения бывшего удельного ведомства. Интересно отметить солидарность крестьян одной категории, в данном случае- удельных. Уездный исправник доносил из Ставропольского уезда, что крестьяне с.Крестовые Городищи за неделю до его приезда постоянно совещались с Ходоками из Симбирского, Ардатовского уездов Симбирской губернии. Массовая порка крестьян не дала результата. Самарский губернатор Обухов указывал в донесении Валуеву, что "ни один из наказываемых ни во время наказания, ни после этого не испустил ни одного стона" т. Решимость крестьян укрепилась, когда ночью в Крестовые Городищи явились "полными сходами крестьяне из с.Красного Яра, д. Кайбель и других деревень, и ночь проведена во взаимных совещаниях". Лишь реквизиции скота заставили их уступить.

Наметившийся к 1864 г. спад в крестьянском движении продолжался до 1878 г. Начало 80-х гг. отмечено непродолжительным подъемом. Особые опасения правительства вызывало распространение слуха о переделе земли, который обрастал сопутствующими домыслами, вызванными к жизни непонятными для крестьян покушениями на царя.

В конце XIX в. произошли холерные бунты, массовые порубки леса в казенных дачах (д.Каракашлы и Зай-Каратай Бугульминекого уезда, Яковлевка, Косошеево, Петик Бузулукского уезда), у помещиков (с. Раковка Самарского уезда, Максимовка Бузулукского уезда). Слухи о беспорядках в деревне, многократно усиленные тяжелыми впечатлениями от массового голода 1873 и 1891 гг., будоражили общество, вызывали у молодежи стремление прийти на помощь страдающему народу.

Общественно-политическая жизнь Самарской губернии пореформенного периода проходила под знаком нарастающей активности разночинной молодежи. Властителями дум были талантливые публицисты радикального лагеря, звавшие к борьбе за счастье народное - Чернышевский, Добролюбов, Герцен, Огарев. Общественное настроение симпатизировало демократическим изданиям типа "Современника" и "Колокола", Число подписчиков "Современника" рослой в Самаре: 1859 г.-15, 1860 - 22, 1861 - 26.

В конце 60-начале 70-х гг. усилилось антиправительственное настроение среди воспитанников гимназий, духовной семинарии, которые попытались создать ассоциацию-коммуну, но вскоре охладели к этой идее, ибо: "I) она будет каплей в море народной нищеты; 2) она может подавиться и развалиться от конкуренции кулака-капиталиста; 3) из членов ее есть полнейшая возможность выйти самым отъявленным буржуа, которые потом будут служить большим тормозом для более радикального движения рабочих к своему освобождению".

Первые кружки интеллигенции в Самаре не имели ясной антиправительственной направленности. Таким, например, был кружок С.И.Ивановой, попытавшейся также создать ассоциацию. Порой радикально настроенных пропагандистов собирали у себя сторонники модных идей из числа крупных землевладельцев (К.М.Сибиряков, М.А.Тургенева). На открытых М.А.Тургеневой педагогических курсах в г.Ставрополе в 1872 г. преподавала С.Л.Перовская, впоследствии видный организатор охоты на царя.

В 1871 г. возникли группы самообразования, члены которых - гимназисты - занимались изучением работ Лаврова, Писарева, "Политической Экономии" Д.Милдя с примечаниями Чернышевского в духе его экономической теории трудящихся. В 1873 г. ряд кружков объединился для совместного "саморазвития" путем чтения и составления рефератов. Был выработан ритуал приема в члены кружка, приобретен литографский камень для издания собственной газеты, но идея эта осталась нереализованной. Осенью лидеры кружка Городецкий и Чернышев уехали в Петербург для поступления в Технологический институт. Вскоре в столице сложился кружок-землячество самарцев (Городецкий, Андреев, Чернышев, Вейнштейн, Бух, Никитин, Трофимов, Курдюмов, Попов, Комов, Жуков, Жукова (сестра), Никольская). Это было время, когда студенческая молодежь, движимая идеей долга перед народом, активно готовилась к массовому "хождению в народ". Самарская губерния стала одним из центров такого движения. К весне 1874 г. здесь сложилась разветвленная сеть очагов пропаганды с опорными пунктами в Самаре и Николаевске.

Члены столичного кружка-землячества в апреле 1874 г. прибыли в Самару. В одном из заброшенных пригородных домов, затопленных половодьем, состоялась сходка приезжих революционеров и местных. В числе последних были воспитанница Самарской женской гимназии В.Боголюбова, писец уездной земской управы, крестьянин с.Каменки И.Беляков, писец губернской земской управы, крестьянин с.Кротовки С.Дегтярев, крестьянин C.М.Толкай Р.Бодяжин, лакей в доме Бородина П.Александров, гимназист, крестьянин с.Грачевка Е.Лазарев. Летом двинулись "в народ" по трем направлениям: Царевщина - Семейкино - Ставрополь - Сергиевские Минеральные Воды; Смышляевка - Черновка - Грачевка и Вязовка - Екатериновка. Действовали также в Дубовом Умете и Малом Толкае. Пропаганда состояла из призывов к отказу от имущества и уплаты податей, отрицания бытия Бога, "дерзких, оскорбительных слов против государя императора" - все впустую.

Иначе подошел к делу более опытный П.Войнаральский. Прибыв в Самару, он быстро сошелся с местной молодежью - И.Дамаскиным, А.Пономаревым, Н.Петропавловским. Они уже были пропитаны известным настроением: Петропавловский, к примеру, проводил мысль, что учиться не стоит, следует сближаться с народом и быть простым рабочим, "что даже деятельность учителя, есть деятельность буржуазная". Войнаральскому и его друзьям удалось сойтись со строителями земской больницы, которые попросили Войнаральского съездить к ним на родину в Симбирскую губернию и потолковать с их земляками. Он побывал в Карсунском и Сызранском уездах и возвратился окрыленным: "Настроение отличное, завел у крестьян два наших пункта... в книгах страшный недостаток, а от крестьян большой на них запрос. Пропаганда в Самарской губернии оказалась не столь успешной. Поездка Войнаральского с Надеждой Юргенсон в с.Васильевка Ставропольского уезда, где жил их знакомый учитель Л.Канаев, закончилась арестом. Крестьяне, послушав призывы перевешать господ и лишить царя власти, заявили о пропагандистах старосте, который взял их под стражу.

В Николаевске, удаленном от губернских властей, удобнее было действовать на легальном положении. Легализацию революционеров обеспечивал земский врач А.Кадьян. У них побывали и воспользовались протекцией весьма известные в революционной среде Н.Судзиловский, И.Речицкий-Логинов, С.Ковалик. Особенно активен был Н.Судзиловский, который прибыл в Николаевск в начале марта 1874 г. с целью получить место участкового фельдшера. Некоторое время он исполнял в виде испытания фельдшерские обязанности при больнице тюремного замка. Вместе с Речицким он делал попытки распропагандировать арестантов, устроить некоторым из них побег. Для вывода из строя конвойных была заготовлена и передана арестантам смесь рвотного камня с ипекакуановым корнем, но побег не удался. 7 июля Кадьян был арестован, Судзиловскому удалось скрыться. Дальнейшая его судьба весьма примечательна: учеба в Бухарестском университете, участие в подготовке Апрельского восстания 1876 г. в Болгарии; работа в клиниках Франции, Бельгии, Италии, Испании; американский консул на островах Восточной Азии в 1892 г. - основатель партии гомрулеров на Гавайях; в 1900 г. под именем Каука Лукини ("русский доктор") - президент Гавайского сената; революционная пропаганда в Японии во время русско-японской войны; жизнь на Филиппинах и в Китае. Н.Судзиловский - автор многих работ по медицине, естествознанию, социологии, член Американского общества генетиков.

"Летучая пропаганда" народников провалилась. Решено было основать постоянные поселения в среде крестьянства. Инициатива принадлежала созданной в 1876 г. организации "Земля и Воля". В самарской деревне побывали ее эмиссары, видные народники В.Фигнер, А.Иванчин-Писарев, Ю.Богданович, А.Соловьев, М.Лешерн фон Герцфельд, В.Грязнов, А.Квятковский и др. Однако эффективность нового способа пропаганды была далека от желаемой. Вскоре "Земля и Воля" раскололась. Народовольцы увлеклись политической борьбой с правительством, добились расправы над царем. Чернопередельцы еще ранее свернули свою деятельность в народе. Провинциальная радикально настроенная молодежь оказалась на перепутье. К концу 80-х гг. народническая доктрина "утрачивала свой кредит" в глазах самарцев. Прежние активные пропагандисты в большинстве своем отошли от борьбы. В.В.Филадельфов вел кое-какую пропаганду среди учащихся. Под его влиянием ученики шестого класса реального училища Пономарев и Дудинцев "ходили в народ" в 1884-1885 гг., но без успеха. В 1886 г. в Бузулуке был арестован Е.Лаэарев. А.И.Ливанов с женой В.Ю.Виттен возвратился в Самару после каторги и нескольких лет поселения. Здесь он перебивался случайным заработком, который давало ему земское статистическое бюро (заведовал им И.М.Красноперов). В Самаре в это время существовало несколько кружков, в которых занимались систематическим чтением, что свидетельствовало о настойчивых поисках выхода из тупика. В умах молодежи происходила переоценка идеологических ценностей. Все большую власть над умами самарских конспираторов забирал марксизм. На место неудавшегося героизма одиночек доктрина Маркса ставила историческую закономерность. Молодежь ухватилась за идею "научно доказанной" неизбежности социализма как за панацею от окончательного крушения революционных идеалов.

Между тем, общественная жизнь не ограничивалась указанными событиями, которые, впрочем, не имели в губернии большого резонанса. Слухи о смутьянах-студентах подогревались больше покушениями, организованными народовольцами. Самарское общество потрясла мученическая гибель государя императора. Многие самарцы помнили его посещение города 29 августа 1871 г. Александр Освободитель собственноручно заложил камень в стену строившегося кафедрального собора и повелел сыновьям Александру и Владимиру последовать своему примеру.

Оживление общественно-политической атмосферы вызвала национально-освободительная борьба на Балканах в 70-х гг. XIX в. Весной 1875 г. вспыхнуло восстание в Боснии и Герцеговине, охватившее вскоре провинции Османской империй на Балканах. 14 сентября 1875 года "Самарские губернские ведомости" опубликовали воззвание сербского митрополита Михаила, призвавшего славян оказать помощь своим братьям. Широким потоком шли пожертвования от крестьян, рабочих, мещан, купцов и дворян губернии. Так, 29 декабря 1875 г. Воздвиженское волостное правление Николаевского уезда обратилось к славянофилу И.С.Аксакову, одному их организаторов и фактическому руководителю Московского славянского комитета, с просьбой отправить куда следует деньги (78 руб. 56 коп.), пожертвованные жителями с.Андросовки "в пользу семейств жителей Боснии, Герцеговины и Старой Сербии".

В июле 1876 г. состоялось заседание городской Думы, на котором гласный П.В.Алабин заявил, что "в обществе высказывается сердечная потребность не оставаться равнодушными зрителями происходящей ныне на Балканском полуострове борьбы славян с турками, но оказать возможную помощь страждущим братьям нашим по кресту и по крови доставкой денег и материалов для вспомоществования их больным и раненым. Постановлением Думы от 5 июля 1876 г. в Самаре был создан Комитет для организации сбора средств и помощи южным славянам в составе 25 человек, Председателем был избран П.В.Алабин. Всем гласным Думы выдавались подписные листы на сбор пожертвований. В дальнейшем каждое собрание Думы начиналось с отчета Комитета о своей работе. В "Губернских ведомостях" публиковались сведения о деятельности комитета, а также имена жертвователей. С этого времени народная помощь балканским славянам усиливается. Самарские крестьяне передали в Комитет в 1877-1878 гг. 45 886 руб., в их числе крестьяне с.Балаково.(1 тыс.руб.), сл.Покровской (3 тыс.), 6 волостей Ставропольского уезда (471 руб.), 10 волостей Самарского уезда (657 руб.), 14 волостей Бузулукского уезда (1 507 руб.) Городская Дума 17 апреля 1877 г. постановила поднести императрице Марии Александровне 25 тыс.руб. на нужды "Красного Креста".

Своеобразной демонстрацией поддержки правого дела славянских народов в начавшейся войне были проводы воинских частей, отправлявшихся на театр военных действий. 16 мая 1877 г. из Самары уходил 150-й Гурийский пехотный полк. Городская Дума ассигновала на его проводы 945 руб..(425 руб. на завтрак офицерам, на чай и хлеб нижним чинам - 15 коп. на человека). Через два года полк, действовавший на Кавказском театре войны, был торжественно встречен самарцами. Были устроены "две триумфальные арки на вокзальной площади и близ Алексеевской площади со стороны Дворянской улицы. Для командира и офицеров был устроен обед. а нижние чины: угощались водкой, пивом, булками, пирогами, мясом и папиросами". При вступлении полка на Алексеевскую площадь Епископ Самарский Преосвященный Серафим благословил воинов богато украшенной иконой св.Алексия и вручил ее командиру полка, а городской голова поднес адрес, в котором говорилось: "В вас, героях разгрома турецких сил на высотах Аладжи; в вас, виновниках падения Карса и открытия перед русскими знаменами ворот Эрзерума, самарские граждане приветствуют представителей той великой северной рати, пришествия которой ряд веков чаяли наши славянские братья в надежде своего спасения от тяжкого ига и воскресения к новой, политической жизни".

Весной 1876 г. из Самара в числе первых по России ушел отряд добровольцев из , 40 человек во главе с офицером, позднее выехали еще три группы, в основном, из отставных солдат.

Яркую страницу в историю русско-болгарского братства вписало Самарское знамя. Вручение знамен русским и болгарским ополченцам имело огромное воодушевляющее значение. Такое знамя направили москвичи русско-болгарской добровольческой бригаде. В период Апрельского восстания на Балканах в Самаре возникла мысль о созданий знамени. Дума решила через свою депутацию приветствовать главнокомандующего. Южной армией великого князя Николая Николаевича, в связи, с переходом турецкой границы и поднести ему .по. этому случаю икону покровителя Самары Св. Алексия. Митрополита Московского, а также знамя с соответствующим адресом, выдержанном в патриотических тонах. Большую роль в создании знамени сыграл П.В.Алабин. Рисунки и роспись знамени выполнил художник Н.Е.Симаков. Знамя представляло собой прямоугольное полотнище из шелка: три горизонтальные полосы - красная, белая, синяя, с такими же лентами. Древко с копьем в византийском стиле (автор - художник Рошфор) было изготовлено на фабрике Овчинникова в Москве. На позолоченной скобе и на одной из лент надпись: "Болгарскому народу г.Самара 1876 г.". В центре знамени вышит по черному фону золотыми арабесками прямоугольный крест с изображениями просветителей Кирилла и Мефодия и Иверской Богоматери.

В Самаре царило необычайное воодушевление. П.В.Алабин писал о том, "как ликовала Самара, когда в день праздника Преполовения совершилось Преосвященным Герасимом в Соборе освящение и иконы и знамени, к которому стремились приложиться и стар и мал, - и как торжественно несли это знамя в крестном ходу на реку и обратно в Собор". Знамя проделало длинный путь через Москву, центральные губернии, Украину и Молдавию и превратилось фактически в дар всех славянских народов, населявших Россию. Самарский городской голова действительный студент Е.Т.Кожевников и гласный Думы П.В.Алабин вручили знамя 18 мая 1877 г. главнокомандующему, а тот вновь сформированным болгарским дружинам, еще не имевшим знамен. Здесь, в трех километрах от г.Плоешти, в Румынии, Знамя было прикреплено к древку, а в Самару направлено благодарственное послание: "Событие 6 мая [18 мая по новому стилю] в болгарском лагере в Плоешти останется незабвенным в памяти и истории Болгарии. Болгарский народ благоговеет перед дорогим подарком".

Самарское Знамя побывало в жарких боях за Балканский хребет, в драматическом сражении ополченцев с армией Сулеймана-паши за Стара-Загору в июле 1877 г. Под Самарским Знаменем ходила в штыковые атаки 3 ополченская дружина. В схватке с неприятелем за Знамя погибли первый знаменосец Марчин и его ассистент ополченец Булаич, унтер-офицер Цимбалюк и болгарский студент Санищев, подполковник Калитин (командир дружины) и ополченец Минков... Переломилось древко, турецкая пуля погнула серебряное копье, но Знамя было вынесено с поля боя ополченцами. В декабре 1877 г. они победоносно завершили операцию по Окружению крупной турецкой группировки в лагере Шипка-Шейново. В 1880 г. Самарское Знамя украсилось высшим боевым орденом Болгарии "За храбрость". "Мы расскажем когда-нибудь, в другом месте, историю этого Знамени (так как Оно имеет уже таковую), признаваемого доселе одною из величайших святынь болгарского народа (если не величайшею!), несмотря на смуты и недоразумения, происшедшие в последнее время в этой, слишком близкой нашему сердцу стране", - записал П.В.Алабин в 1886 г.

С замиранием сердца внимали самарцы вестям с этой война. Взятие Плевиы отозвалось в самарском обществе великим ликованием. На радостях были отправлены верноподданическое поздравление государю-императору и 5 тыс.руб. на поддержание семейств и воспитание детей воинов, героически павших на полях сражений.

В 1886 г. Самара торжественно отметила свое трехсотлетие. Тогда же был впервые составлен очерк, охвативший всю историю ее существования. В момент юбилейного торжествах благодарный город отслужил молебен в поминовение усопших основателей и защитников Самары, воздал честь своим почетным гражданам, как живым, так и отошедшим в вечность: ИЛ.Константанову, основателю большой Самарской богадельни, Ю.Ф.Самарину, государственному канцлеру светлейшему князю А.М.Горчакову, статс-секретарю К.К.Гроту, действительному тайному советнику Н.П.Мансурову и тайному советнику И.С.Аксакову, бывшим самарским губернаторам.

Три века исторического пути были позади. Впереди были тяжкие испытания революций и мировых войн, утрата вековых традиций и робкая заря их возрождения.