Семь десятилетий страна практически не знала полноценной общественной жизни. Ее подменяли казенные митинги, собрания партхозактива, верноподданнические демонстрации. Отдельные попытки вырваться из тугой петли тоталитарной идеологии, как правило, не давали ощутимых результатов и зачастую заканчивались трагически для инициаторов этих попыток. Деятельность даже творческих союзов и общественных организаций была предельно заидеологизирована и направлена на выполнение решений очередного партийного съезда.
Куйбышев не являлся исключением. Казалось, ничто не могло нарушить размеренный и спокойный ритм его жизни. Хотя город помнил встречу Н. С. Хрущева с куйбышевцами в августе 1958 года, когда незадачливому вождю была устроена обструкция на центральной площади. А в 60-70-х годах в Куйбышеве существовали нелегальные кружки молодежи, участники которых обсуждали произведения А. И. Солженицына и других запрещенных авторов, обменивались впечатлениями о зигзагах внутренней и внешней политики СССР. Широкий отклик находила деятельность нетрадиционных общественных объединений типа Городского молодежного клуба-62, возникшего в недолгий период хрущевской оттепели.
Провозглашенная в 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым "перестройка" породила в обществе надежды на перемены к лучшему. В апреле 1986 года Горбачев посетил Куйбышев и Тольятти, побывал на ряде крупных предприятий, выступил перед тольяттинцами с речью, которая вызвала большой интерес в зарубежных средств массовой информации. Демократичность, живость мысли и смелость слов партийного лидера произвели благоприятные впечатления на жителей области. Однако "отец перестройки" и здесь не смог обойтись без рецидива застойных времен и поддержал "дутый" почин об отработке четырех выходных дней на строительстве объектов соцкультбыта.
Тем не менее, ослабление идеологического пресса способствовало пробуждению политической активности у жителей Куйбышевской области. Начинает выходить первый неформальный журнал "Самара", издаваемый участником Диссидентского движения А. А. Черкасовым. В областной библиотеке создается клуб любителей истории Отечества "Клио-87", который проводит обсуждение появляющихся в периодике публикаций о "белых пятнах" советской истории. Особенно бурно в феврале 1988 года проходил диспут по роману А. Н. Рыбакова "Дети Арбата" и пьесе М. Ф. Шатрова "Дальше... Дальше... Дальше!". Вел его профессор Куйбышевского университета Е. Ф. Молевич. Собралось свыше трехсот человек, самый большой зал библиотеки не мог вместить всех желающих. Люди стояли в проходах и на лестнице. Выступили несколько десятков человек, и среди них - будущие лидеры демократических организаций города. Дискуссия вызвала широкий резонанс у общественности и в партийных комитетах города.
Летом того же года на площади Куйбышева состоялись многотысячные митинги, организованные В. А. Карловым, Т. А. Сойменовой, Д. П. Елфимозым, Р. Ш. Шагидулиным и другими членами инициативной группы авиационного завода. Их участники выразили недоверие партийному руководству области и потребовали отставки первого секретаря обкома КПСС Е. Ф. Музавьева. Достойны всяческого удивления тот порядок и дисциплина, которые дарили на митингах.
Вскоре потребность в организованной политической жизни получила выход в создании целого ряда объединений, блоков, клубов, а затем и политических партий. В то бурное время куйбышевцы были ошеломлены появлением народного фронта, дискуссионного клуба, социал-демократической организации, общества содействия перестройке, народно-трудового союза... В самой КПСС зреет оппозиционное течение, выступающее за отмену шестой статьи Конституции СССР о ведущей роли Коммунистической партии, деполитизацию армии и других силовых структур. Широкой известностью пользовался городской партийный клуб, трансформировавшийся позднее в областную организацию Демократической платформы, которая стала основой для создания отделения Республиканской партии. Его члены вместе с представителями "Демократической России", "Движения демократических реформ", других политических объединений проводили митинги, демонстрации, собрания, пикеты, ели пропагандистскую работу среди рядовых коммунистов. Обком КПСС не юг оставаться безучастным к этой деятельности. Е. А. Кудрин, В. Д. Францев А. Н. Завальный были исключены из КПСС, а клуб подвергся массированной атаке в областной и городской прессе.
Наряду с развитием политических процессов стала востребована тяга людей к познанию и возрождению историко-культурного наследия страны и области. В Куйбышеве разворачивается движение за возвращение областному центру исторического имени. Его инициатором стал председатель областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, профессор университета П. С. Кабытов. Напоминая, что еще в конце 50-х годов группа старых большевиков ставила вопрос о восстановлении топонимической справедливости, он призвал общественность вернуть, наконец, роддому городу историческое имя. В "Волжской заре" появляется рубрика "Как зовешься, отчий дом?". Ведущий ее журналист В. В. Князев превращает газету в печатный орган "самарцев". Вскоре создается общественный комитет "Самара", в который вошли писатель А. Е. Павлов, архиепископ Куйбышевский и Сызранский (впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) Иоанн (И. М. Снычев), библиотекарь Л. Г. Кузьмина, врачи Л. М. Иванова, Т. Л. Осетрова, инженер А. А. Петров, архитектор Г. Н. Рассохина, рабочий В. А. Крушинин, преподаватель В. В. Орлов... Комитет развернул мощную кампанию в средствах массовой информации, организовал сбор подписей под обращениями в Верховные Советы СССР и РСФСР с требованием возвратить название города. Его поддержали творческие союзы, неформальные объединения, национально-культурные центры, депутаты городского и областного Советов. И 25 января 1991 года Самара вернулась на карту России.
В области за короткий срок были созданы русский, украинский, татарский, армянский, греческий, мордовский, чувашский, польский, еврейский, немецкий и другие национально-культурные центры. Появились газеты на языках народов, проживающих в крае, открылись национальные школы. В октябре 1996 года состоялся первый областной фестиваль национально-культурных центров, в рамках которого прошли подготовленные национальными общинами выставки, концерты, праздники национальной кухни, выступали детские ансамбли.
Идеологическое засилье особо чувствовалось в среде общественных наук, и поэтому закономерно, что по инициативе доцента Самарского государственного университета П. И. Савельева была организована ассоциация молодых историков, которая поставила задачу объективного анализа исторического процесса, всестороннего исследования прошлого края. Самарская школа № 25 стала местом проведения конкурсов на лучшую краеведческую работу среди учащихся города. И сегодня "Алабинские чтения" остаются уникальным явлением школьной жизни России, воспитывая у юных самарцев любовь к своей малой родине и приучая их к систематической научно-исследовательской работе.
В ежегодный всероссийский конкурс превратились организованные государственным университетом Платоновские чтения, названные так в честь выдающегося российского историка С. Ф. Платонова, сосланного в 1931 году в Самару. В 1997 году на чтениях выступили 67 молодых ученых из 11 городов страны. Русско-болгарским историческим и культурным связям посвящены Кирилло-Мефодиевские чтения. Большую известность получили Королевские чтения в Самарском аэрокосмическом университете. В память о митрополите Иоанне каждый год проводятся Иоанновские чтения.
Духовная раскрепощенность общества привела к возрождению традиционных для края конфессий. Начался процесс возвращения церкви культовых сооружений. Возобновил свою деятельность Иверский женский монастырь, монахини которого вышили Самарское знамя, врученное в 1877 году болгарским ополченцам. Передан верующим Спасо-Вознесенский собор, где было освящено знаменитое знамя, а в советские времена размещался склад хозяйственной части Приволжского военного округа. Вновь открылась Духовная семинария, появился первый и пока единственный в России епархиальный церковно-исторический музей. Местные власти идут навстречу верующим и к районах области. Так, в декабре 1992 года администрация Нефтегорска передала Самарской епархии здание кинотеатра "Факел". Через два месяца там уже начались регулярные богослужения. А летом 1995 года был заложен фундамент нового здания церкви.
С инициативой восстановления часовни небесного покровителя Самары митрополита Алексия выступило Самарское Алексеевское братство. Поддерживая эту идею, газета "Самарские известия" объявила всеобщую духовную акцию "Возродим самарскую святыню всем миром", развернула мощную кампанию, посвященную великому государственному и церковному деятелю России и памятным местам города, связанным с его именем, организовала сбор средств на постройку часовни. На призыв газеты откликнулись тысячи людей а генеральным спонсором стала руководимая известным предпринимателем В. Е. Аветисяном ассоциация делового сотрудничества "Волгопромгаз".
В областном центре заканчивается возведение монументальной мечети, идут службы в старинных зданиях польского костела и немецкой кирхи, обустраивается помещение еврейской синагоги, в которой долгие годы находился Дом культуры и хлебозавод.
В XVI веке Средняя Волга славилась как один из центров вольного казачества, а ныне Самара является столицей Волжского казачьего войска, возглавляемого атаманом Б. Н. Гусевым.
Август 1991 года круто изменил ход российской истории и оставил в сердцах граждан России тревожную память о нелегких и трагических днях. В Самаре, как и во всей стране, проходят митинги и собрания в защиту демократии. Получив известие о произошедшем в стране перевороте, самарские демократы собрались в горсовете и создали своеобразный координационный штаб, вышли на связь с Москвой, выезжали в дислоцированные в области воинские части, раздавали в общественном транспорте и расклеивали по городу листовки. 20 августа на площади Славы состоялся многотысячный митинг в поддержку демократии, участники которого потребовали немедленной отставки ГКЧП. А над бывшей резиденцией обкома КПСС - Белым домом первые взвился тогда трехцветный российский флаг. После падения коммунистической системы самарские общественные объединения получили возможность беспрепятственной деятельности в условиях многопартийности. Им было выделено помещение под городской общественно-политический центр.
Самарцы откликались практически на каждое крупное событие в стране. Боль и горечь, стыд и отчаяние породила грязная чеченская война. Жители области направляли письма протеста в Москву, центральную и местную печать, проводили митинги, осуждавшие военную авантюру и требовавшие немедленного вывода войск.
К сожалению, "годы реформ" не оправдали надежд миллионов людей. Массовое обнищание, гиперинфляция и пародия на приватизацию, засилье чиновничества, разбухание правительственного аппарата, коррупция и взяточничество, правовой произвол и разгул бандитизма в стране оттолкнули россиян от активной политической жизни и поддержки правительственного курса. Одни ушли в себя и бытовые проблемы, другие стали искать иные пути воздействия на ход развития страны. В этой связи возрос интерес к традиционной российской форме местного самоуправления - земству. В 1992 году в Самаре создается "земское собрание" - общественная организация, которая начинает пропаганду исторического опыта земства. На базе издательства государственного университета с 1994 года выходит "Самарский земский сборник". В сентябре следующего года в Белом доме состоялась научно-практическая конференция "Традиции российского земства и современные проблемы организации местного самоуправления". В ее работе приняли участие историки, краеведы, представители областной, городской и районных администраций, а также один из горячих ревнителей земской идеи А. И. Солженицын.
В 90-е годы в Самарской области были осуществлены масштабные комплексные программы, направленные на возрождение историко-культурного наследия края, российских традиций и национального самосознания. Точкой отсчета стал 1993 год, который был объявлен годом П. В. Алабина. Титаническая фигура подвижника, просветителя и общественного деятеля смогла сплотить ученых и писателей, художников и артистов, музыкантов и библиотекарей. Их усилиями были проведены фестивали, концерты, вечера, театрализованные представления. Душой и организатором "самарского культурного возрождения" стала начальник областного управления культуры С. П. Хумарьян. В том же году при поддержке самарского губернатора К. А. Титова краеведческому музею было передано здание филиала центрального музея В. И. Ленина. Выходят из печати первое фундаментальное двухтомное исследование истории нашего края "Самарская летопись", сборники "Самарский краевед", серия книг о городе и области. Вскоре самарцы получили еще одно уникальное издание - "Историко-культурную энциклопедию Самарского края". За годом П. В. Алабина последовали год "От Ра до Волги: содружество народов и культур", год "И, значит, нам нужна одна Победа...", посвященный 50-летию окончания Великой Отечественной войны. 1996 год ознаменовался Циклом мероприятий, раскрывающих всемирное значение русской культуры, а 1997-й прошел под девизом "Россия сильна провинцией".
На общем фоне ослабления пульса культурной жизни России, свертывания Различных программ и закрытия музеев и библиотек, проведение в Самаре подобных акций с участием ведущих исполнителей мирового уровня дает право назвать город одним из важнейших культурных центров Российской Федерации. По количеству издаваемых в области газет и журналов она прочно занимает одно из первых мест в России. Региональные самарские теле- и радиопрограммы пользуются популярностью и у жителей соседних областей. А многонациональное "Радио-7", ведущее из Самары передачи на языках народов, представители которых живут в крае, не имеет аналогов в стране.
Резко возросли научные и культурные контакты самарцев с зарубежными государствами, обычным делом стали обмены делегациями, разработки совместных проектов, художественные гастроли, командировки самарских ученых. Кроме традиционных побратимских связей с болгарским городом Стара-Загорой Самара установила партнерские отношения с центром германской земли Вюртемберг Штутгартом, американской космической столицей Сент-Луисом и украинским городом Днепропетровском.
Умная, сбалансированная политика губернского руководства, городских и районных администраций избавила Самару от социальных и межнациональных конфликтов, обеспечила стабильность и основы для экономического возрождения региона. Правильность проводимого курса подтвердили прошедшие в 1996 году губернские выборы. Избиратели активно поддержали губернатора К. А. Титова и глав городских и районных администраций, которые смогли эффективно использовать мощный экономический, научный и культурный потенциал Самарской области.