Печать
Просмотров: 2037

Политическая борьба оппозиционных царизму партий сомкнулась в начале 1917 г. с широким социальным движением, направленным против существовавших в России общественных отношений. После временного затишья в конце 1916 г., которое объяснялось репрессиями полицейских властей, социальная обстановка в Самаре в начале 1917 года вновь обострилась. 15 февраля началась забастовка рабочих главных железнодорожных мастерских, выступивших сначала против растущей дороговизны, а затем против войны. 22 февраля началась забастовка на Трубочном заводе, где рабочие пятой мастерской, выступили против увольнения двух товарищей. Их поддержали рабочие шестой и седьмой мастерских, был образован стачечный комитет, от имени которого переговоры с дирекцией вел большевик Н.М.Шверник. Дирекция завода не пошла на уступки и применила силу против бастующих. В результате около 150 рабочих арестовали, часть их в срочном порядке была отправлена на фронт, часть - выслана из города. Последние дни февраля в Самаре были зловеще спокойны. По воспоминаниям современников, атмосферу тех дней можно сравнить с предгрозовым затишьем. С утра 28 февраля в Самару не поступало никаких сообщений ни из Москвы, ни из Петрограда, не было даже обычных сводок из Штаба Верховного Главнокомандующего о положении на фронтах. Лишь к вечеру дошло известие о роспуске Государственной думы. Самарская городская дума выработала сочувственное послание Родзянке и прервала свое заседание в знак протеста против такого произвола. Однако это событие у самарцев не вызвало ни единого намека на подъем народного настроения, ни единой искры надежды7. Совсем других вестей ждал народ России.

Известие о победе революции в Петрограде пришло в Самару 1 марта 1917 года. Для обсуждения событий было созвано совещание гласных городской Думы. На нем было принято решение просить общественные организации делегировать во Временный комитет своих представителей.

После этого думские лидеры послали делегацию к самарскому губернатору князю Голицыну, чтобы выяснить его отношение к событиям, и весьма обрадовались тому, что князь признал комитет и обещал свое содействие. Самарские большевики, имевшие большой опыт революционных боев, также немедленно приступили к организации своих сил, с тем чтобы возглавить борьбу пролетариата в революции. Уже вечером 1 марта в конторе потребительского общества Самопомощь по инициативе большевиков состоялось собрание представителей социалистических партий, где обсуждались вопросы о необходимости образования Совета рабочих депутатов, выпуска воззвания к населению, организации митингов и демонстраций.

На следующий день на городских митингах, проходивших в театре-цирке Олимп, городском театре и Общественном собрании, был избран первый состав Самарского Совета рабочих депутатов. Опьяненные незнакомым чувством свободы, рабочие, как и другие слои населения, выдвигали и поддерживали все политические силы, выступавшие с демократическими лозунгами и обещаниями народоправства. Пропаганда беспартийной революционности и единения всех революционных сил была развернута в прессе с самых первых дней революции.

Много внимания Совет рабочих депутатов сразу после образования уделил организации и руководству профессиональными союзами, которые только зарождались и вели отчаянную экономическую борьбу с предпринимателями. В этой области плодотворно работали большевики А.Х.Митрофанов, М.И.Груздев, Е.С.Кюан, С.И.Дерябина, возглавлявшая работу среди солдаток. Ее агитаторская группа только 2 марта провела 8 митингов с участием 9 тыс. солдаток Самарские большевики, несмотря на численное меньшинство в Совете рабочих депутатов, оказывали значительное влияние на характер проводимых им мероприятий. Совет рабочих депутатов имея обширную социальную базу. Все революционно-демократические силы поверили в этот новый орган власти, считали его своим, так как он ставил и пытался решить актуальные вопросы текущего времени.

В целях единения демократических сил Совет рабочих депутатов откликнулся на призыв Комитета общественной безопасности и послал в него 3 марта 10 своих представителей, после чего последний переименовал себя в Комитет народной власти. В последующие дни в него вошли представители политических партий, воинских частей, и постепенно его состав был доведен до 200 человек.

Под давлением рабочих депутатов Комитет народной власти уже 3 марта принял ряд постановлений общедемократического характера: об освобождении политзаключенных, аресте представителей царской администрации, разоружении полиции и жандармерии, организации народной милиции. В тот же день были отключены телефоны губернатора и жандармерии, 4 марта арестованы и препровождены в местную тюрьму губернатор Л.Л.Голицын, полицмейстер А.К.Крокосевич, жандармский полковник М.И.Познанский с двумя его помощниками и др. Совет рабочих депутатов проводил и самостоятельную работу, содействуя созданию на предприятиях города комиссии для разработки вопросов о введении восьмичасового рабочего дня и повышения заработной платы. Тем не менее классического двоевластия в Самаре не было: вскоре Совет рабочих депутатов в полном составе вошел в Комитет народной власти. В связи с расширением состава Комитета народной власти 4 марта был избран исполнительный комитет, в который вошли семь кадетов, по пять большевиков и меньшевиков, три эсера. В президиум исполкома были избраны 5 кадетов (Кузьмин, Емелин, Смирнов, Щеголев, Кавецкий) и два меньшевика (Логинов, Геображенский). Председателем был избран кадет П.П.Подбельский. В этот же день, не дожидаясь назначения Временным правительством губернского комиссара, Комитет народной власти выдвинул и утвердил в этой должности председателя губернской земской управы, кадета К.Н.Инькова, а его помощником - члена губернской земской управы, кадета Н.В.Осоргина. Циркулярная телеграмма министра-председателя Временного правительства князя Г.В.Львова с распоряжением о повсеместной замене губернаторов губернскими комиссарами, обязанности которых временно возлагались на председателей губернских земских управ, была послана лишь 5 марта. С этого момента в конкурентную борьбу за власть на местах включилась новая структура в лице института комиссаров Временного правительства.

Между тем, исполком Комитета народной власти избрал комиссию по выработке инструкции об организации власти в губернии и 7 марта заслушал проект наказа по этому вопросу. В соответствии с ним Временный комитет является в пределах Самарской губернии представителем и помощником Временного правительства, с целью установления порядка и управления в интересах закрепления нового государственного строя Скоротечность буржуазно-демократических преобразований в Самаре, отсутствие сопротивления со стороны местных органов власти во многом объясняются полной поддержкой революционных преобразований со стороны Самарского гарнизона. Известие о свержении самодержавия очень быстро распространилось в казармах, солдаты стали присоединяться к митингам рабочих, служащих, учащихся города. Кое-где арестовывали офицеров, а после получения приказа Петроградского Совета в войсковых частях Самарского гарнизона сали образовываться солдатские комитеты. Совет рабочих депутатов содействовал организации Совета солдатских депутатов, и 7 марта 1917 г. состоялось их первое совместное заседание.

Подавляющее большинство в Самарском Совете солдатских депутатов на первых порах также принадлежалаэсерам и меньшевикам. Однако небольшая большевистская фракция во главе с М.И.Герасшловым вела активную пропаганду большевистских лозунгов в революции среди солдат гаонизона. Эсеро-меньшевистское руководство солдатского Совета под влиянием офицерства пыталось предотвратить широкое участие солдатских масс в развитии революции, но это ему не удалось. Солдаты часто самовольно уходили домой, требовали отправки целых частей на полевые работы в деревню, предоставления специальных отпусков на период весенних полевых работ. Эти действия солдатских масс направлялись большевистскими агитаторами, стремившимися превратить их в проводников революционных идей в деревне. Солдаты во время отпусков рассказывали крестьянам о событиях в городе, о борьбе рабочих за свои права, призывали к немедленной ликвидации помещичьего землевладения. Крестьяне, в свою очередь, выбирали их в создаваемые волостные и сельские комитеты, посылая в Советы и Комитеты народной власти как органы Временного правительства ходатайства об отсрочке службы для солдат-депутатов крестьянских организаций.

Пока массы формулировали свои требования в революции, новые властные структуры стремились побыстрее конституироваться. На общем собрании Комитета народной власти 10 марта был принят наказ о его функциях, с 11 марта Комитет возглавил эсер К.Г.Глядков. На заседании 15 марта было принято решение о реорганизации городского самоуправления следующего содержания:

1. Комитет народной власти выбирает из своей среды комиссариат из 9 человек, который руководит деятельностью городского самоуправления по всем вопросам городского хозяйства.

2. Решение всех важнейших вопросов городского хозяйства подлежит санкции исполнительного комитета народной власти.

3. Комитет народной власти приступает к выработке мер, которые должны обеспечить скорейшую подготовку реорганизации городского самоуправления на началах всеобщего, равного, прямого, тайного избирательного права.

16 марта был утвержден проект наказа Самарского комитета народной власти, а 24 марта состоялось переизбрание его президиума. Председателем президиума избрали К.Г.Глядкова, товарищами председателя П.П.Митрофанова, В.Л.Преображенского, В.С.Кайровича.

19 марта Временное правительство приняло постановление о полном уничтожении института земских начальников, а потому возникла необходимость преобразования органов местного управления и суда. В связи с этим оно телеграммой в Самарский Комитет народной власти подтвердило, что назначения новых лиц на должности уездных комиссаров, которым переходят обязанности земских начальников, производятся правительством исключительно по представлению губернского комиссара Инькова. Губернский комиссар послал в Министерство внутренних дел представление на следующих лиц, выдвигавшихся на должности уездных комиссаров: Ставропольский уездный комиссар Н.В.Тресвятский; Николаевский - Ф.С.Медведев (оба бывшие председатели уездных земских управ); Бугурусланский - В.Р.Еселев, бывший член уездной земской управы; Бузулукский - Е.А.Жданов; Новоузенский - Трипольский; Бугульминский - М.П.Благодатный, избранный комитетом народной власти; Самарский - А.М.Верховс-кий Министерство вместо Е.А.Жданова утвердило Н.Н.Бушева, бывшего секретаря Бузулукской земской управы; вместо Трипольского - бывшего председателя Новоузенс-кой земской управы И.Я.Иванова; не утвердило в должности А.Верховского, так как бывший председатель Самарской земской управы остался ее членом.

Известия о свержении самодержавия, о демократически свободах и преобразованиях, происшедших в результате победы Февральской буржуазно-демократической революции в центре, дошли до самарской деревни в марте 1917 г. и пробудили к активной политической деятельности крестьянство. В деревне стали создаваться новые органы власти: волостные и сельские исполнительные комитеты, называвшиеся в Самарской губернии Комитетами народной власти. В марте-апреле 1917г. они образовались во всех уездах и волостях; за влияние в них с самого начала боролись все политические силы.

Сельские и волостные комитеты избирались на крестьянских сходах и съездах как по старым правилам общинных собраний, так и по новой форме - на основе всеобщих, равных, прямых выборов, чаще всего открытым голосованием. Выработку правил и инструкций по организации новой власти на местах считал своей главной задачей Самарский губернский крестьянский съезд. Он стал своеобразной формой организации крестьянства в период уничтожения старых органов царской администрации и утверждения новых демократических порядков.

С начала марта 1917 г. в Самару стали поступать сообщения о том, что в уездных городах старые власти уже устранены, на их местах организованы временные комитеты общественной безопасности... Прошли в Некоторых уездах съезды крестьянских делегатов, состав которых был весьма пестрым и разнородным: выборные от волостных комитетов, представители старого чиновничества (делегаты от крестьянского поземельного банка, казны, удела и т.д.). Такой состав первых уездных съездов сказался на их решениях.

По большинству обсуждавшихся вопросов съезды приняли, умеренные резолюции. 25-29 марта 1917 г. эсеры созвали I губернский крестьянский съезд. Большевистские агитаторы, которых в деревне почти не было, не смогли оказать влияние на съезд. Он был созван при участии самарской группы народников, съехалось около 22 представителей от всех уездов, которых, как правило, не выбирали крестьяне, а посылали уездные комитеты народной власти. Всего на съезде было 158 человек Руководство на нем принадлежало эсерам. Учитывая популярность идеи организации Советов в массах, съезд призвал организации Совета крестьянских депутатов, в исполнительный комитет которого вошло, преимущественно представители партии эсеров.

В соответствии с духом времени на съезде были выработаны нормы представительства на губернские съезды, делегаты которых должны избираться прямым, равным, тайным, всеобщим голосованием по одному делегату на 10 тыс. человек населения. На практике выборы делегатов на крестьянские съезды редко были всеобщими, а голосование чаще всего было открытым, а не тайным. Здесь же было принято постановление о вхождении исполнительного комитета крестьянского Совета в Состав Временного Самарского губернского комитета народной власти.

Организация на съездах советов крестьянских депутатов призывала к созданию советов на местах были крестьянством поддержаны, так как эта идея импонировала народным массам. Эсеры рассматривали советы крестьянских депутатов как органы поддержки Временного правительства; через них лидеры этой партии стремились получить власть.