В Самаре организация партии кадетов была немногочисленна, в марте 1917 года в ней насчитывалось 300 человек, представителей средних городских слоев. Однако, перед революцией кадеты были достаточно организованны. Они опирались на сеть предпринимательских общественных организаций, особенно разросшихся в годы войны (военно-промышленные комитеты, союзы фабрикантов и заводчиков) и имели значительное влияние в органах местного самоуправления. Основные программные установки конституционных демократов сводились к требованию демократических свобод и равенства всех граждан перед законом, что давало бы простор в экономической деятельности. В тактическом плане они были реформаторами.

Самарская социал-демократия была представлена в начале 1917 года самостоятельными организациями большевиков и меньшевиков.

Большевики, призывавшие к насильственному свержению государственного строя, подвергались преследованию за свою деятельность. После арестов в июле-августе 1915 и осенью 1916 годов многие из них были высланы из Самары, и в начале 1917 года центр большевистской работы был перенесен с Трубочного завода в латышскую группу большевиков, прибывшую сюда в результате эвакуации из Риги рабочих военных заводов. Накануне революции число самарских большевиков колебалось от 500 до 550 человек. Находясь на нелегальном положении, большевики пытались использовать возможности рабочих касс, кооперативных столовых, рабочих библиотек. Они выступали за революционно радикальный путь решения назревших социально-экономических проблем, были интернационалистами,- желали поражения политическому ретму в войне с целью ускорения его падения. В марте 1917г только в районной опозиции Трубочного завода насчитывалось до 2500 большевиков, в латышской - 60, в городской - не менее 100.

Основное разногласие меньшевиков с большевиками заключалось в тактическом плане. Меньшевики считали социалистическую революцию в России делом отдаленной перспективы и сосредоточили свою работу среди пролетарских и мелкобуржуазных слоев города с целью их организации для борьбы против буржуазии за свои социально-экономические права. Они имели влияние в рабочих группах военно-промышленных комитетов, заводских больничных кассах и других легальных Общественных организациях, объединявших указанные социальные группы. По отношению к войне меньшевики были оборонцами. Точных данных об их численности в губернии накануне революции нет, но в апреле 1917 г. их было не менее тысячи человек

Самой многочисленной политической силой в Самаре была организация партии социалистов-революционеров. Здесь постепенно сформировалась благодатная среда для распространения народнических и неонароднических идей. В годы войны многие зажиточные крестьяне, спасаясь от призыва в армию, подались в город, где поступили на военные заводы, что привело к изменению качественного состава рабочих и усилению среди них влияния эсеров. Эсеровская программа, провозглашавшая установление демократической республики, введение широкого рабочего законодательства, переход всех частновладельческих земель в Общественное пользование на уравнительных началах, находила сторонников не только в деревне, но и на промышленных предприятиях, в воинском гарнизоне, где большинство солдат было из крестьян. Обитую численность самарской эсеровской организации установить невозможно, так как в партии не было строгого учета. В эсеры записывались целыми сельскими обществами, цехами, ротами после митингов и сходов с зажигательными речами агитаторов. Только на Трубочном заводе в мае 1917 г. числилось 12 тысяч эсеров. Самарские эсеры предлагали накануне февральской революции собрать съезд рабочих и крестьян для сплочения всего населения и создания общественной организации для контроля за распределением промтоваров и продовольствия. Такие заявления привлекали к эсерам широкие слои городского населения, но не представляли какой-либо угрозы для властей, так как были практически нереализуемы.