Под высокую руку Москвы

Во второй половине XV - начале XVI в. возникло единое централизованное Русское государство. Почти одновременно в Среднем Поволжье на месте бывшей Волжской Болгарии складывается Казанское ханство. Его основателем был потомок золотоордынских ханов, неудачливый претендент на престол в Большой Орде чингизид Улу-Мухаммед. Первые ханы Казани добились больших успехов. Они объединили под своей властью народы Среднего Поволжья и Приуралья, вели наступательную политику против Московской Руси.

Самарский край в эпоху Казанского ханства оказался как бы разделенным на две части. Самарская Лука и северные районы Левобережья находились под властью Казани; центральные и южные территории степного Заволжья вошли в состав Ногайской Орды. Однако и в том и в другом случае наш край являлся окраинной периферийной территорией этих государственных образований и не имел постоянного оседлого населения.

Ногаи, основные зимние кочевья которых находились близ Астрахани, приходили в Самарскую степь только на летние пастбища. Для башкир, живших на территории современной Башкирии, лесостепь по Соку и Кондурче была местом временных охотничье-промысловых экспедиций. Мордва и татары появлялись на Самарской Луке и в ее округе лишь изредка, собирали мед с бортных ухожеев, косили сено. По островам Волги, в укромных местах таились ватаги русских рыболовов, промышлявших здесь красную рыбу. Да еще все лето шли вниз и вверх по Волге караваны судов - купеческих и посольских.

Для крепнувшей Москвы дорог был волжский торговый путь, слишком опасны постоянные союзники могущественной тогда Турции государства осколки Золотой Орды. Вся история отношений между Москвой и Казанью наполнена была кровопролитными столкновениями, однако только в середине XVI столетия завершилось вековое противостояние. В 1552 г. русские полки взяли Казань, в 1556г. - Астрахань, в 1556-1557 гг. подданство России признали башкиры и ногаи, и наконец-то вся Средняя и Нижняя Волга от Нижнего Новгорода и до Астрахани стала истинно русской рекой.

Однако присоединение огромного края, действительное освоение его требовали огромных сил и средств. Россия, связанная опричниной и Ливонской войной, не располагала ни тем, ни другим. Городки-крепости и селения устраивались вокруг Казани, крупный гарнизон стоял в Астрахани, а меж ними на всем огромном протяжении волжских берегов только на период навигации посылались плавные рати, да в наиболее опасных стратегических ютах, в том числе в устьях рек Самары и Иргиза, летовали стрелецкие ряды.

Волжская вольница

Вторая половина XVI века - время, когда в лесостепных южных и юго-сточных пограничьях России начало складываться вольное казачество. Казачьи ватаги прятались как бы на ничейной земле между кочевой степью и окраинными царскими крепостями в прибрежных лесах Дона и его притоков, среди островов и протоков Волги, на далеком Яике, там, где позднее постепенно формировались обширные области - войска - Донское, Яицкое, Волжское и т.д. Территория Самарского края стала одним из главных районов действий этой вольницы. Для казаков Волга с ее купцами, посольскими караванами, рыбными и соляными промыслами являлась наиболее привлекательным местом для разбойничьих предприятий. Основывать здесь, на волжскихих берегах, свои зимние городки казаки боялись, так как Москва слишком берегла важнейший торговый путь страны, а вот кратковременные набеги, сады устраивались вольницей постоянно.

Постоянные упоминания о казачьих предприятиях в Самарском Поволжье начинаются с 70-х гг. XVIb. Для своих зимних становищ эти казаки избирали, как правило, Яик (Урал), а весной спускались на стругах через переволоки на Иргиз и Самару и далее в Волгу.

У вольницы на территории края было несколько излюбленных мест: Самарская Лука, и, прежде всего ее западная часть в районе Переволоки и устья Усы, местность напротив старого ныне пересохшего устья р.Самары, где и доныне сохранились такие названия, как Казачье зимовье. Казачий подъем, Ермакова поляна; на Левобережье Волги - Самарское урочище, Барбашина поляна (ныне поляна им.Фрунзе), броды через Волгу под будущей Сызранью особенно у Соснового Острова (под Хвалынском). С этими пунктами были связаны имена знаменитых волжско-яицких атаманов Ивана Кольцо, Богдана Барбоши, Матвея Мещеряка и многих других.

Вольные ватаги не прочь были разграбить и царских послов или суда с сударевыми товарами, но все же в главных своих предприятиях слушались Московских бояр и до поры до времени являлись на юго-востоке основной силой, противостоящей кочевникам. Последние постоянно жаловались в Москву на набеги казаков, справедливо полагая, что только думные и приказные люди смогут найти управу на вольницу. Казачество же постоянно преступало те рамки, которые отводились ему в тонкой и сложной политической игре с ногаями, и поэтому, чтобы сохранить мир с Ордой, Москва нередко предавала своих беспокойных союзников, посылала на Волгу карательные рати. Именно от царских воевод бежали Иван Кольцо, Матвей Мещеряк со своими товарищами в 1581 году в Прикамье к Строгановым, где и составили основной костяк отряда покорителя Сибири Ермака Тимофеевича.

Строительство во второй половине 1580-х гг. русских городков по Волге окончательно заставило вольных казаков устраивать свои постоянные поселения на р.Яик (Урал). Осенью 1586г. вольница под предводительством Богдана Барбоши и вернувшегося из Сибири Матвея Мещеряка в неравном сражении под Кош-Яицким городком смогла одолеть основные силы ногаев и окончательно утвердиться на этой степной реке.

Основание Самары

Официальной датой основания города-крепости Самары на Волге следует считать 1586 год. Однако поселение с одноименным названием существовало в этой местности и раньше. Оно было нанесено на портолан - карту водных путей и пристаней венецианцев братьев Пицигани в 1367 году, а затем повторено на карте итальянского космографа Фра-Мауро в 1459 году. По всей видимости, это поселение могло возникнуть во второй половине XIII в., в эпоху, когда ханы Золотой Орды вели активную градостроительную политику и на всем протяжении Нижней и Средней Волги возник целый ряд крупных городов. Эти населенные пункты были разорены в разгар междоусобных войн второй половины XVI в. и окончательно погибли во время знаменитых походов среднеазиатского властителя Тамерлана.

Вскоре после взятия Казани один из властителей Ногайской Орды мурза, а затем князь Измаил настоятельно рекомендовал Ивану Грозному построить в устье р.Самары крепость. Москва отвечала согласием, но средств у центрального правительства пока что не хватало, и поэтому оно ограничивалось посылкой на лето в Самарское урочище военных отрядов. Кроме того, в старом устье Самары зачастую зимовали суда, не успевшие до ледостава подняться вверх по Волге к Казани. В Самарском урочище был устроен небольшой поселок-зимовье, сохранившийся и в начале истории Самарской крепости.

После смерти Ивана Грозного в начале царствования его сына Федора правительство Бориса Годунова начало проводить активную политику строительства городов-крепостей на юге и юго-востоке. В числе прочих было намечено построить городки на рр.Волге и Уфе, среди которых значилась и наша Самара.

В 1585 году в Самарское урочище послали подьячих из Разрядного приказа. Они осмотрели местность и выбрали место для строительства крепости. В Москве были составлены чертежи и сметы, а указ возглавить экспедицию был послан в конце 1585 - начале 1586 г. алатырскому воеводе князю Григорию Осифовичу Засекину.

Весной 1586 г. струги и плоты с воинскими и работными людьми, а также лесом и припасами для строительства городка спустились вниз по Волге к устью р.Самары. К концу лета появились первые известия о Самаре, а в сентябре того же года в построенном городке останавливались уже посольские и торговые караваны. Крепость устроили на возвышенном берегу, примерно в двух километрах от Волги, там, где р.Самара делилась на 2 рукава. Самара была построена прежде всего как перевалочный пункт между Астраханью и Сазанью, для охраны волжского пути, а также как дальний форпост российкого приграничья среди кочевников. Среди построенных с этой же целью, но несколько позднее Царицына, Саратова и других городков на юго-востоке страны Самара в конце XVI в. считалась одной из крупнейших крепостей.

В лихолетье Смуты

В начале XVII в. Россия пережила великую Смуту, время гражданской войны и острейших социальных потрясений, когда "законная" царская династия прекратила свое существование, а за русский престол боролись самозванцы, претенденты из знатных родов, королевских домов Польши и Швеции.

События этого времени не обошли и Самарский край. Весной - летом 606 г. городки на Волге стали свидетелями погромов и разбоев, учиненных отрядами "царевича Петра". Неподалеку от Самары "Петр" вел переговоры с посланцами Лжедмитрия I. После гибели последнего новый царь Василий Шуйский направил на Нижнюю Волгу крупную армию во главе с воеводой Р.И.Шереметьевым. Самара и другие средневолжские городки оказались в сравнительно безопасном положении.

Воцарение нового "законного" царя Михаила Романова не принесло мира на Волгу. В далекую Астрахань бежал со своими приверженцами Иван Заруцкий, один из крупнейших деятелей Смуты. Он не принял решений Земского собора, избравшего Михаила Федоровича, и начал борьбу за утверждение на русском престоле сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II.

Авантюра Заруцкого представляла собой серьезную угрозу, и для похода на далекую Астрахань в Москве начали собирать новую армию. Меж тем мятежный атаман готовился к походу вверх по Волге. Для того чтобы предупредить то, в Самару, Царицын и Саратов к тому времени были сожжены, послали опытного воеводу, хорошо показавшего себя при освобождении Москвы от поляков, Дмитрия Петровича Лопату-Пожарского, троюродного брата Дмитрия Михайловича Пожарского. Весной 1614 г. стрелецкий отряд построил острожек и встал на западной окраине Самарской Луки, в устье р.Усы.

Новый воевода застал Самару в плачевном положении. Укрепления крепости находились в ветхом состоянии, воинские люди были "бедны, наги и бесконны", "...хлебных запасов для осадново времени нет...".

Самаре "повезло" в Смуте. Заруцкого удалось остановить, городок в отличие от других поволжских крепостей смог уцелеть.

Самарский городок

Самара в XVII столетии представляла собой типичный пограничный городок-крепость. Краткие описания и рисунки его сохранились в трудах русского купца Федота Котова 1623 г., голштинца Адама Олеария середины 1630-х гг. и голландца Корнилия де Бруина начала XVIII в. Практически весь он был выстроен из дерева и состоял из крепости-детинца, имевшего прямоугольную форму, посада, огороженного острогом, и слобод. Крепость с несколькими башнями (около 11) являлась основной оборонительной цитаделью, в ней размещались основные административные сооружения, воинские и продовольственные запасы. Самарский посад возник в конце XVI - начале XVII вв., и в нем жило большинство населения. Слободы - Рыбная, Болдырская, позднее возникшая Вознесенская тянулись от посада по волжскому берегу к северу. Самара была невелика, и ее окраинные дома едва ли уходили к концу XVII в. далее современной ул.Ленинградской. От нападений с северо-востока открытое междуречье рек Волги и Самары защищали валы, рвы, надолбы и башни.

Основную часть населения Самары составляли воинские люди в среднем около 500 человек, большинство из них относилось к стрельцам, так называемым "иноземцам", детям боярским. Местные служилые люди обжились в городке, многие имели свои дома, семьи, занимались промыслами и торговлей, общая численность их с женами и детишками составляла около 3500 человек, словом, это было постоянное население Самары.

Собственно городское или, как его тогда называли, посадское население было менее значительным и в середине XVII в. насчитывало примерно 700 человек. Верхушку местного общества составляли приказные люди во главе с воеводой, около 20 семей детей боярских и дворян да несколько семей священнослужителей. Между воинскими людьми, несшими ратную службу, и посадскими, платившими тягло, не было непроходимой границы. Основные хозяйственные занятия и тех и других были одинаковы: рыболовство и другие промыслы, ремесленничество, извоз. Самара прежде всего являлась перевалочным транзитным пунктом на великом волжском пути, промышленное значение городка для местной земледельческой округи было крайне невелико.

Самарский уезд

В отличие от Саратова и Царицына рядом с Самарой в XVII в. возникла своя сельская округа. Местом расположения первых поселений стала Самарская Лука, и прежде всего ее восточная, ближняя к крепости, долина под отрогами Жигулевских гор. Здесь на землях самарского Спасо-Преображенского монастыря в 20-х - 30-х гг. XVII в. появились первые русские поселения: Подгоры - Ильинское, Новинки - Архангельское, д. Выползово, чувашские и мордовские деревни Шелехметь, Терновая, Борковка и т.д. Центром этой округи, наиболее ранним и крупным селом было Рождествено.

Самарские дети боярские и дворяне вслед за монастырскими старцами с 1640-х гг. также приступили к освоению Самарской Луки. Но все ближние к городу, лучшие земли были разобраны и им пришлось довольствоваться выходящими к Волге межгорными долинами. Там и возникали небольшие деревушки Ширяев Буерак (Ширяево), Моркваши, Ермаково, Кольцово, Осиновый Буерак (Осиновка) и другие.

И наконец, пришедшие позднее мордва и чуваши облюбовали центральную часть Самарской Луки, "за лесом", где появились Аскулы, Сосновый и Березовый Солонцы, Кармалы, Севрюкаево.

Так постепенно сложился Самарский уезд, основные населенные пункты которого располагались только на Самарской Луке, занимая ее восточную и игральную части. Вся эта территория вместе с прилегающими к ней волжкскими водами и степными пространствами управлялась самарскими воеводами и подьячими.

Население сел и деревень уезда было невелико и к концу XVII в. составляло не более нескольких тысяч человек. В большинстве своем это были люди беглые, пришедшие сюда из соседних уездов Среднего Поволжья - Казанского, Алатырского, Симбирского и других. Как образно сказали сами о себе жители с.Рождествено - "всякий сброд и наволока". Самарский уезд являлся уникальным явлением в русской средневековой истории. Он находился далеко за пределами границ расселения русского оседлого населения, был оторван от основного ареала, окружен степными и лесостепными кочевьями. Поселиться здесь в относительной безопасности от нападений кочевников первые земледельцы и промысловики смогли только благодаря уникальным природным условиям Самарской Луки, надежно защищавшим сельских жителей.

Надеинское Усолье

В начале 30-х гг. XVII в. возник еще один крупный центр сельского заселения Самарского края. Он располагался на западе большой Самарской Луки и концентрировался вокруг соленосных источников в долине небольшой речки Усолки (современное с.Усолье Шигонского района). Здесь, начиная с глубокой древности, добывали кустарным способом соль. В 1631-1632 гг. один из богатейших людей России ярославский гость Надея Светешников получил соляные источники с прилегающей округой в оброчное пользование. Работные люди Светешникова выстроили здесь хорошо укрепленный городок-крепость, рассолоподъемные трубы и варницы, несколько слободок. Так было положено начало современному селу Усолье. Соляные промыслы у самой западной оконечности Жигулевских гор были сравнительно невелики по сравнению с другими центрами солеварения. В лучшие годы при Светешникове в Надеинском Усолье вряд ли добывалось ее 50 тысяч пудов соли в год, а к концу XVII в. ее добыча снизилась до примерно 25 тысяч пудов. В то же время, к примеру, на промыслах у Белого моря добывалось около 1 миллиона пудов. В 1660 г. Надеинское Усолье перешло во владение звенигородского Савво-Сторожевского монастыря. Монастырские власти пользовались особым доверием царской семьи и смогли использовать расположение к обители Алексея Михайловича. Разрасталось хозяйство владения, поднимались новые села и деревни - с.Жигулевка, сл.Переволокская, д.Шоркин Буерак, ряд чувашских деревень. Население вотчины в конце XVII в. составило около 2000 мужчин и женщин. Подавляющее большинство жителей являлось беглыми. Их переманили монастырские старцы, обещая на новых местах большие льготы.

Монастырь смог добиться для своего нового владения полной независимости от местных властей. Вотчина управлялась из Москвы через центральные приказы.

Промышленники и земледельцы

Для кочевых народов, приходивших на летние кочевья Самарского Поволжья, основным занятием было скотоводство. Каждую весну огромные табуны лошадей, отары овец медленно поднимались к северу вдоль волжских и яицких берегов, а осенью так же медленно спускались вниз в Прикаспийские степи на зимовку.

Заниматься земледелием рядом с кочевниками под угрозой их нападений было бессмысленно, и поэтому первые жители Самарской крепости, а также массы людей, приходивших на Волгу в начале навигации, предпочитали работу либо на судовом транспорте, либо на рыбных промыслах.

Средняя и Нижняя Волга с ее огромными запасами красной рыбы -белуги, осетра, севрюги и лосося; ценных сортов белорыбицы и стерляди -стала в конце ХVI-XVII вв. основной житницей России, поставщиком икры, рыбьего клея и жира. Рыбные богатства волжской акватории в пределах Самарского края были значительно меньше, чем в низовьях великой реки, но все же и здесь широкое распространение получило промысловое рыболовство. Крупнейшими промышленниками самарских вод стали монастыри - Чудов, Савво-Сторожевский, Новодевичий, московский Вознесенский, нижегородский Благовещенский и другие, строившие на волжских берегах и островах свои промысловые ватаги, основывавшие селения. Промысловым рыболовством занималось значительное количество горожан - посадских людей и стрельцов.

Существенную роль для жителей Самары и окрестностей в их занятиях играл волжский торговый путь и отходившие от него дороги на Яик, в Среднюю Азию, сухопутный путь к Москве. Самарцы и работные люди, пришедшие с верховьев, работали на судах, нанимались бурлаками, более состоятельные занимались извозом.

Среди занятий жителей Самары известны также плотничество, изготовление кирпича, кузнечное дело, гончарство, огородничество,

Сельское население занималось прежде всего земледелием. Переселенцы, а ими зачастую были жители центральных подмосковных уездов, сталкивались на новом месте с совершенно необычными для себя условиями. Вместо дождливого короткого лета они испытывали действие засух и суховеев, вместо серых малоплодородных почв сеяли зерно в самарские черноземы. Однако Урожаи озимых - ржи и яровых, прежде всего овса, были в среднем такими же, как на местах их былого жительства. Местные земледельцы вкладывали меньше времени и труда в сельскохозяйственное производство, предпочитали подрабатывать на промыслах.

Самара в XVII в. оставалась городком, куда хлеб для питания жителей приходилось завозить с верховьев Волги, местная сельскохозяйственная округа не могла прокормить свой уездный центр.

Разинщина

Разинское движение, до основ потрясшее южные и юго-восточные окраины России, не обошло и Самарский край. Самара и селения Самарской Луки, прежде всего Усольские слободы, оказались плацдармом, где накапливались се силы, шедшие на помощь Разину под Симбирск, куда отступали разбитые о не покорившиеся отряды сподвижников Степана Тимофеевича.

Самарские люди в августе 1670 г. добровольно открыли ворота перед разинскими отрядами. Воеводу Ивана Алфимова и немногих его сторонников казнили, в городке было устроено самоуправление по типу казачьего круга. Восстание жителей возглавили И.Говорухин и М.Нелосный, в чьих руках практически казалась вся власть. Большая часть населения Самары колебалась, выжидая на чьей стороне больше сил. Поэтому, когда Разин с немногими казаками бежал из-под Симбирска на Дон, самарцы закрыли перед ним ворога города.

Однако движение на этом не завершилось. На помощь разинцам шли новые и новые отряды. Весть о поражении под Симбирском заставала многих из них в Самаре. Так в городке оказались названый брат Степана Леско Черкашенин, яицкий атаман Ромашка Тимофеев и многие другие. Отряды из Самары и сел Самарской Луки уходили в гущу борьбы в Симбирский край, не пытались развернуть новое широкое движение. Так, Р.Тимофеев со своими сподвижниками сражался под Симбирской чертой у Уреня, И.Говорухин с отрядом самарцев воевал под Белым Яром.

Симбирские власти в декабре 1670 г. попытались склонить самарцев к повинной, однако из этого ничего не вышло. Радикальные силы в городе были явно сильнее. Только после поражения под Симбирском Федора Шелудяка, к которому кстати в Самаре присоединился тысячный отряд И.Константинова, местные жители решили покориться. 29 июня 1671 г. город принес повинную. Немногим раньше смирились жители Надеинского Усолья.

Так завершилась почти годовая эпопея самарской вольности. Многие самарцы приняли участие в повстанческом движении. Зачинщиков выискивали, казнили и ссылали. Однако взаимное ожесточение стихло и размах репрессий был уже не тот.

На Сызранском правобережье

Освоение лесостепных и степных пространств Среднего Поволжья, в том юле и Самарского края, возможно было только после сооружения засечных черт - сплошных линий оборонительных сооружений: городков, засек, валов рвов, тянувшихся иногда на сотни и тысячи километров. В середине XVII в. государство построило Симбирскую и Закамскую черты, защитившие пространства до Симбирска (Ульяновска) и за Волгой. На сравнительно безопасных от нападений кочевников землях быстро возникли села и деревни, складывалось помещичье землевладение. Вскоре все свободные земли оказались селенными, волна переселенцев уходила за "вал", оседала южнее.

В конце 1670-х - начале 1680-х гг. правительство приняло план строительства новой засечной черты. Ее должны были "...для оберегания от приходу воинских людей строить... от Казачьих гор до Туруева городища и до речки Суры на 70 верстах 342 саженях и по той новой черте сделать 4 городка, чтоб... пашня и села и деревни, которые за старою Синбирскою и Корсунскою черты стали в черте... И по Волге всяким людям от приходу воинских людей разорения не было".

Однако в полном объеме новая черта так и не была выстроена, власти ограничились сооружением городков-крепостей Сызрани и Кашпира, а также поселением на новых землях нескольких слобод со служилыми людьми Печерской, Подвалья, Усинской, Жемковской и других. Сызрань, ставшая центром нового района, была построена в 1683 г. Она представляла собой довольно мощную по тем временам деревянную крепость с каменной Спасской башней и с гарнизоном в 500 человек. На южных подступах к Сызрани в 1687 г. была построена деревянная Кашпирская крепость, представлявшая из себя в плане квадрат и имевшая 8 башен.

Новый, хорошо защищенный район начал быстро осваиваться. Вдоль волжского берега появились огромные, населенные крестьянами, вотчины центральных монастырей - Чудова, московского Вознесенского, Новодевичьего, которые монастырские власти смогли получить к своим рыболовецким угодьям. Вокруг Сызрани и Кашпира земли начали разбирать дворяне - Дмитриевы, Ивашевы, Троекуровы, Демидовы и другие. На свободные территории приходили чуваши -дд.Малячкина и Байдерякова, татары - д.Старый Тукшум.

Так складывалось население нового района - из переведенных служилых людей, монастырских и помещичьих крестьян; ясачных и служилых чуваш, татар, мордвы.

В отличие от населения Самарского уезда и Надеинского Усолья жители Сызранского Поволжья прежде всего ориентировались на занятия сельским хозяйством, главным из которых было земледелие.

В XVII в. Сызрань с округой в административном отношении подчинялась Симбирску и находилась в составе его уезда.