Самарская область расположена в среднем течении крупнейшей в Европе реки Волги на границе лесов и степей, в природных зонах: лесостепной и степной. Природные богатства этой территории издавна привлекали человека. Он появился в Среднем Поволжье в эпоху палеолита не менее 100 тыс. лет тому назад. На территории Самарской области известно около двух тысяч археологических памятников разных эпох. Многие памятники еще не выявлены и не стали достоянием науки, другие уже не существуют, т. к. разрушены силами природы и человеком в результате его хозяйственной деятельности.

Разрушение археологических памятников продолжается по сей день. Ежегодно в результате вспашки нивелируются и уничтожаются насыпи древних курганов, застраиваются дачами, разрушаются карьерами поселения и грунтовые могильники. А ведь археологические памятники - единственные источники для изучения древнейших периодов истории, не оставивших письменных памятников. Разрушая их, люди рубят свои собственные корни, теряют свои истоки.

Под археологическими памятниками обычно подразумевают следы жизни и деятельности давно ушедших поколений: древние поселения, производственные мастерские, наскальные изображения, места захоронений - древние могильники.

Поселения разных эпох различаются по своему расположению, занимаемой площади, по наличию или отсутствию оборонительных сооружений. Самые ранние из них, относящиеся к каменному веку, называются стоянками. Обычно они располагаются на берегах рек или озер. В настоящее время поверхность стоянок заросла травой или даже лесом и распознать их можно только благодаря наличию в земле, в образовавшемся в процессе жизни людей культурном слое кремневых орудий труда или обломков глиняных сосудов. Поселения бронзового века обычно называют не стоянками, а селищами, что указывает на развитие в эту эпоху производящих отраслей хозяйства: земледелия и скотоводства. Селищами называются и неукрепленные поселения железного века. В эпоху раннего железа наряду с селищами появились укрепленные поселения городища. К числу археологических памятников относятся древние шахты и рудники, где люди добывали кремень и медную руду для изготовления орудий, а также производственные мастерские, где орудия изготовлялись.

Особую категорию памятников составляют древние могильники, которые делятся на курганные и бескурганные.

Все выше упомянутые категории памятников представлены в Самарской области. Среди них имеются очень ценные, в научном отношении, содержащие богатейшую информацию о древности и средневековье. Определить дату того или иного памятника, оценить его значимость для изучения эпохи, к которой он принадлежал, нередко возможно только в результате раскопок памятника. Вместе с тем, раскопки всегда влекут за собой частичное или полное разрушение, уничтожение памятника и некоторые, полностью раскопанные памятники уже не существуют.

Ниже будут рассмотрены некоторые, наиболее интересные памятники Самарской области и на территории г. Самары.

Стоянка в овраге Подпольщиков (Постников овраг)

Один из самых древних археологических памятников нашего края расположен в г. Самаре на высоком берегу р. Волги, в устье оврага Подпольщиков (бывшего Постникова оврага). Это стоянка, относящаяся к эпохе позднего палеолита (древнекаменного века). Позднее территория стоянки заселялась людьми неоднократно: в эпоху мезолита (среднего каменного века), энеолита (меднокаменного века), бронзового века и в средневековье. Наибольший интерес представляет слой эпохи позднего палеолита, т. к. это, по существу, единственный в области памятник столь отдаленной эпохи.

Культурные слои в устье оврага Подпольщиков были обнаружены впервые осенью 1922 года слушателями Высших этнолого-археологических курсов под руководством В.В.Гольмстен. В 1924 году М.Г.Маткиным был заложен I шурф, положивший начало раскопкам памятника, которые проводились до 1927 года. В 1926 году в раскопках принял участие известный специалист по палеолиту П.П.Ефименко, а в 1929 г. стоянку обследовал крупнейший археолог В.А.Городцов.

В древнейшем позднепалеолитическом слое В.В.Гольмстен обнаружила кострище. Там же найдены обломки бивней мамонта, фрагменты костяной иглы, кремневые резцы, скребки и другие орудия, принадлежавшие человеку, . жившему от 40 до 14 тысяч лет назад. В эпоху мезолита в устье оврага Подпольщиков возникло новое поселение. Об этом свидетельствуют находки ножевидных пластин и орудий, характерных для этой эпохи.

В коллекции из раскопок памятника, хранящейся в Самарском областном музее краеведения, содержатся фрагменты сосудов эпохи энеолита, а также абашевской, срубной, приказанской культур эпохи бронзы, относящихся к II тыс. до н.э., что свидетельствует о существовании на территории стоянок и поселений выше указанных культур.

В V-VII веке здесь существовало селище именьковской культуры, т.к. найдено значительное количество фрагментов лепных горшковидных сосудов, венчики которых орнаментированы вдавлениями или насечками, а также нескольких пряслиц для веретен.

Позднейшими обитателями поселения были русские, пришедшие в XIV-XV вв. Об их пребывании свидетельствуют находки гончарных сосудов с линейным и волнистым орнаментом.

В настоящее время памятник почти полностью застроен, поэтому дальнейшее его исследование почти невозможно.

Нурская стоянка

В 0,5 км к востоку от поселка Нур Кинельского района находится стоянка среднего каменного века мезолита. Эпоха мезолита датируется от IX до VI тыс. до н.э. В это время ледник уже отступил и холодолюбивые животные вымерли. Животный мир стал близким к современному, загонная охота сменилась индивидуальной. В это время человек изобрел новое орудие охоты лук и стрелы. Охота на водоплавающую птицу и рыболовство стали теперь основными отраслями хозяйства. Для того, чтобы иметь постоянную добычу, человек селился у рек и озер на песчаных холмах - дюнах. Такая дюнная стоянка и находится близ пос.Нур. Культурные слои дюнных стоянок обычно сильно развеяны, и кремневые орудия лежат прямо на поверхности. Жилища мезолитических людей были легкими, переносными и напоминали чумы северных народов, поэтому они не оставили следов.

На Нурской стоянке собрано большое количество кремневых орудий: ножевидных пластин, скребков, резцов, наконечников стрел. Все они имели небольшие размеры и типичны для эпохи мезолита. Видимо, стоянка была местом обитания родовой общины рыболовов и охотников.

Виловатовская стоянка

В 2 км к северо-востоку от с.Виловатое Богатовского района на левом берегу р.Самары находится стоянка новокаменного века (неолита) и меднокаменного зека (энеолита). Она была открыта археологом Г.Г.Пениным в 1972 году. В 1977-80 годах совместной экспедицией Куйбышевского и Оренбургского пединститутов под руководством И.Б.Васильева произведены раскопки стоянки. Собрана коллекция фрагментов сосудов, относящихся к пяти разным культурам эпохи неолита и энеолита. Большая часть сосудов имела яйцевидную форму. Днища их округлые или плоские малого диаметра. Часть сосудов, относящаяся к эпохе энеолита, имела характерное утолщение "воротничок". Орнамент прочерченный, накольчатый или нанесенный зубчатым штампом. Найдены многочисленные кремневые изделия: наконечники стрел, скребки, ножи, сверла, мелкие пластинки, вкладывавшиеся в пазы деревянных стержней и составлявшие лезвия ножей и кинжалов. Обнаружены обломки шлифованных тесел и долот. Интересны костяные поделки - острия, проколки, гарпуны и фигурка лошади. К эпохе энеолита относится найденная на стоянке медная игла.

Полученные материалы указывают на то, что стоянка относится к VI- IV тыс. до н.э. Население стоянки занималось охотой, рыболовством, собирательством моллюсков и растений. Находки костей домашних животных свидетельствуют об их приручении и о зачатках скотоводства. Возможно, уже делались первые шаги в земледелии. Неолитические и энеолитические племена жили родовым строем.

Комплекс памятников у с.Съезжее

В 1,5 км от с.Съезжее Богатовского района на левом берегу р.Самары находятся поселение и два могильника, относящиеся к разным эпохам.

Самым древним из этих памятников является могильник меднокаменного века (энеолита). Он был открыт в 1972 году археологом Г.Г.Пениным. В 1972-75 годах и в 1977 г. экспедиция под руководством И.Б.Васильева и Г.И.Матвеевой произвела раскопки могильника. Было выявлено 9 погребений. Погребенные лежали в вытянутом на спине положении головами на восток или северо-восток. Многие из них были посыпаны красной краской охрой. Вместе с погребенными в могилах находятся каменные шлифованные долота и тесла, кремневые ножи, костяные орудия. В качестве украшений использовались бусы из раковин, нашивки из клыка кабана и костяные подвески в виде фигурок животных: лошади, двуглавого бычка, уточек и др. Рядом с могилами на древней поверхности находились развалы глиняных сосудов яйцевидной формы, вся внешняя поверхность которых покрыта орнаментом. Около одной могилы найдены гарпун и два лошадиных черепа.

Могильник относится к IV тыс. до н.э. Люди, хоронившие в нем, жили где-то рядом с ним на поселении, которое пока не найдено. Они занимались скотоводством и, возможно, земледелием. Видимо, они уже были знакомы с древнейшим металлом - медью. По одному из найденных в погребениях черепов восстановлен облик человека, которому этот череп принадлежал. Он был европеоидным. По языку съезженцы, видимо, были индоиранцами. Могильник у с.Съезжее был отнесен к самарской культуре эпохи энеолита.

В эпоху бронзы во II тыс. до н.э. на территории могильника возникло селище племен срубной культуры, а рядом с ним - могильник срубной культуры. Этот могильник необычен, т.к. умершие лежат в грунтовых могилах без курганных насыпей. Возможно, это объясняется тем, что все погребенные в могильнике - дети.

I Утевский курганный могильник

Одним из самых выдающихся памятников археологии Самарского края по праву считается I Утевский курганный могильник, открытый и исследованный И.Б.Васильевым.

Могильник находился на восточной окраине с.Утевка Нефтегорского района и состоял из четырех курганов, расположенных в виде трапеции.

Курганы отличались большими размерами. Диаметр наибольшего из них составлял более 100 м, высота достигла 3,5 м. Три остальных кургана были близки к нему по размерам. В трех курганах погребения были ограблены в древности, поэтому все вещи, сопровождавшие умерших, были похищены. Только курган оказался непотревоженным. Под его насыпью в просторной могильной яме лежал скелет пожилого мужчины, густо окрашенный красной краской - охрой. Его сопровождал богатый погребальный инвентарь: медный топор, тесло, шило, нож и стилетообразный предмет с железным навершием. Все перечисленные предметы были изготовлены из меди. Рядом с ними лежал каменный пест. У черепа погребенного найдены золотые серьги в виде разомкнутых колец, отлитых по форме. В изголовье стоял большой сосуд яйцевидной формы с плоским дном небольшого диаметра.

Судя по характеру сосуда и бронзовых изделий, погребение, обнаруженное в кургане, относится к ямной культуре эпохи ранней бронзы и датируется концом III - началом II тыс. до н.э. В этот период медные орудия представляли еще очень большую ценность, поэтому в могилах обычно встречаются лишь единичные предметы, например, небольшие ножи или шилья. Находка богатого набора медных орудий в погребении Утевского кургана - явление исключительное. Еще более редкими, почти уникальными, являются находки золотых серег и железного навершия. По мнению специалистов, эти серьги -одна из самых ранних находок золотых вещей в Восточной Европе. Железный предмет вообще вызвал сенсацию, т.к. известно, что в эпоху ранней бронзы его получать не умели. Анализы, проведенные в лабораториях, показали, что это метеоритное железо, встречающееся крайне редко.

Огромные размеры кургана и уникальный набор вещей свидетельствуют о высоком общественном положении погребенного в нем человека. Скорее всего это был племенной вождь, обладавший при жизни большим богатством и властью. Курган для него насыпан, видимо, целым племенем, т.к. сооружение столь крупного кургана было делом весьма трудоемким.

Племена ямной культуры жили на обширной территории от р.Урал на востоке до р.Днепр на западе. Ведущую роль в их хозяйстве играло скотоводство. Земледелие развивалось только в западной части территории племен ямной культуры. В Среднем и Нижнем Поволжье климат был засушливым, что препятствовало становлению земледелия. Развитие скотоводства способствовало ускорению разложения первобытнообщинного строя.

Язык племен ямной культуры, по мнению большинства исследователей, принадлежал к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. По антропологическому типу они - европеоиды.

Михайло-Овсянское селище

В 6 км к западу от с.Михайло-Овсянка Пестравского района в местности, называемой Каменники, находится I Михайло-Овсянское селище срубной культуры эпохи бронзы, относящееся к середине II тыс. до н.э. Раскопки селища производились в 1971 году отрядом экспедиции под руководством И.Б.Васильева и в 1978-79 годах под руководством Г.И.Матвеевой.

Во время раскопок было выяснено, что это не только селище, но и место добычи медной руды. Здесь под слоем земли залегал бурый железняк - лимонит, а под ним медная руда - окислы меди: малахит, азурит, куприт. Древние металлурги не умели еще получать железа, поэтому железная руда - бурый железняк, их не интересовала, зато окислы меди их привлекали как сырье для получения меди.

На территории селища обнаружено около двух десятков колодцеобразных шахт, вырытых с целью добычи руды. Шахты и выработки видны на большой площади, примыкающей к селищу. Добытую в шахтах руду обогащали: дробили, промывали, прокаливали. После этих подготовительных работ приступали к плавке металла. На I Михайло-Овсянском селище такие печи пока не обнаружены, но на соседнем II Михайло-Овсянском селище найдена яма, предназначенная для плавки меди.

На I Михайло-Овсянском селище найдены целые сосуды баночной формы, обломки горшков с орнаментом, нанесенным зубчатым штампом, костяные изделия и бронзовый нож.

Многочисленные находки костей домашних животных: коровы, лошади, овцы, козы. Гораздо реже встречаются кости диких животных.

На огромной территории от Южного Приуралья до Днепра разбросаны селища и курганные могильники племен срубной культуры. Ведущая роль в их хозяйстве принадлежала скотоводству, вспомогательную роль играли земледелие, охота и собирательство. Племена срубной культуры добывали руду и плавили медь.

Их язык принадлежал к индоиранской ветви языковой семьи.

Лузановский курганный могильник

Самую многочисленную категорию памятников в Самарской области составляют курганные могильники. Впервые курганный обряд появился в эпоху ранней бронзы и существовал в раннем железном веке и в средневековье до XIV века.

Значительная часть курганных могильников относится к срубной культуре. Их можно найти буквально во всех районах Самарской области. Один из наиболее полно исследованных курганных могильников срубной культуры раскопан в 1971-74 годах И.Б.Васильевым, С.А.Агаповым и Л.Н.Жигулиной.

Могильник состоял из 17 курганов, под которыми находилось 116 погребений. Умерших хоронили в неглубоких ямах прямоугольной формы в скорченном на левом боку положении. Руки погребенных обычно сложены перед лицом, ноги согнуты в коленях. Во многих могилах встречались глиняные горшки и банки. Большинство их имеет орнамент в виде треугольников, ромбов, зигзагов. В некоторых могилах находились бронзовые ножи, шило с костяной рукояткой, браслеты, височные подвески; часть височных подвесок была обложена золотой фольгой. В одном из детских погребений найдена маленькая модель булавы.

На территории Самарской области в настоящее время исследованы сотни курганов срубной культуры. Раскопки показали, что погребальный обряд племен срубной культуры очень единообразен. Однородна и глиняная посуда, встречающаяся в погребениях и на селищах срубной культуры, на всей ее огромной территории от р.Белой до Днепра.

Андреевский курганный могильник

С VI по IV в. до н.э. между Доном и Южным Уралом жили кочевые племена савроматов. Их быт и нравы описаны Геродотом и другими греческими историками.

Территория современной Самарской области была далекой окраиной савроматских владений. Жившие здесь савроматы обычно хоронили умерших сородичей в более ранних курганах эпохи бронзы. Одно такое погребение открыто в могильнике у с.Андреевка Богатовского района. Оно было впущено в курган, насыпанный племенами ямной культуры во второй половине III тыс. до н.э. В узкой могильной яме лежал в вытянутом на спине положении скелет женщины, обращенный головой на запад. Возле погребенной найдено бронзовое зеркало с ручкой, украшенной изображением пантеры. Такие зеркала изготовляли в греческом городе Ольвия. Рядом с зеркалом находилась бронзовая игла и амулет в виде колесика. На груди умершей лежала золотая бляха с изображением горного козла. В ногах умершей были сложены кости барана - остатки жертвенной пищи. Погребение относится к V в. до н.э.

Еще одно савроматское погребение, впущенное в курган эпохи бронзы, найдено у с.Неприк Борского района.

В Андреевском могильнике исследованы такие курганы с погребениями потомков савроматов, которых греческие историки называли сарматами. Они жили в Среднем и Нижнем Поволжье со II в. до н.э. по IV в. н.э. Большинство погребений Андреевского могильника датируются П-1П вв. н.э. У сарматов существовал обычай захоронения в могилах с подбоями под одной из длинных стенок. Умершие лежали в подбоях вытянуто на спине, головой на север или северо-восток, вместе с ними встречались глиняные миски и кувшины, бронзовые зеркала, подвески-колокольчики, застежки-фибулы разных типов, стеклянные и каменные бусы.

Савроматы и сарматы были скотоводами-кочевниками. Вся их жизнь проходила в перекочевках, поэтому савроматских поселений нет, единственными их памятниками являются курганные могильники. Савроматы и сарматы были весьма воинственны. В их завоевательных походах принимали участие не только мужчины, но и женщины до вступления в брак. Сарматы победили своих западных соседей - скифов. Уже со II в. до н.э. сарматы играли важную роль в международных событиях античного мира. Например, в 179 г. до н.э. сарматский царь Гатал в союзе с Херсонесом принял участие во включении мирного договора между рядом государств Малой Азии: Понтом, Пергамом, Вифинией и Каппадокией. Сарматы часто упоминаются в трудах греческих и римских историков как могущественные и влиятельные племена, игравшие важную роль на международной арене. Язык савроматов и сарматов принадлежал к иранской ветви индоевропейской языковой семьи.

Городище Лысая Гора

В то время, когда в степных районах Самарского Поволжья кочевали савроматы, а позднее - сарматы, на Самарской Луке жили оседлые племена финно-угорского происхождения. Им принадлежит ряд укрепленных поселений-городищ и неукрепленных селищ. Наиболее известные из городищ: Белая Гора у с.Полторы, Задельная Гора у с.Жигули и Лысая Гора под пристанью Жигулевск.

Склоны Лысой Горы круты и неприступны. Вверху имеется узкая ровная площадка размером свыше 3000 кв. м. С восточной стороны она защищена тремя валами и рвами. В древности она была обнесена частоколом. Городище представляло собой неприступную крепость. Жить постоянно на таком высоком и узком мысу было неудобно, скорее всего люди обитали на расположенном где-нибудь неподалеку селище, которое пока еще не известно археологам, на городище скрывались в момент опасности.

В 1970 году экспедиция Куйбышевского университета под руководством И.Матвеевой произвела раскопки городища. На площади 244 кв.м исследованы хозяйственные ямы. Жилища, видимо, были деревянными наземными, поэтому их следы не сохранились. Собраны обломки глиняных сосудов двух различных типов. Первый из них назван белогорским типом посуды по аналогии посудой городища Белая Гора у с.Полторы, исследованного В.В.Гольмстен. Сосуды были изготовлены из глины с примесью известняковой крошки. Они были круглодонными и имели высокую шейку, украшенную прямоугольными вдавлениями. Известно, что такая посуда была распространена в Самарском Поволжье в VII- IV вв. до н.э. и принадлежит финно-угорским племенам. Второй тип посуды представлен грубыми сосудами с бугристой поверхностью. Венчики их украшены насечками. Эта посуда принадлежала племенам именьковской культуры, жившим в Среднем Поволжье в V - VII веках.

Городище Лбище

В 1,6 км к западу от пристани Лбище на высоком крутом волжском утесе расположено городище, известное местному населению под названием Севрюкаевского Лбища.

Площадка городища была защищена валом и рвом. Вал имел весьма необычную форму: с внешней стороны он был оформлен в виде 11 выступов-бастионов.

На городище выявлено более 30 небольших котлованов разных форм с очажными пятнами. Они были вырыты внутри наземных срубовых домов, исходя из противопожарных соображений. Судя по расположению котлованов, дома стояли двумя параллельными берегу Волги рядами. Южнее домов обнаружена естественная песчаниковая площадка, возможно служившая святилищем. Кроме жилищ исследована глинобитная печь подковообразной формы и несколько хозяйственных ям.

Городище погибло внезапно, вследствие вражеского набега. Об этом свидетельствует большое количество целых горшков и мисок, а также вещей в жилищах. Их обладатели не успели забрать их с собой, уходя с городища. Возможно, многие из жителей погибли; не случайно в слое городища найдено несколько человеческих скелетов, лежащих в неестественных позах.

Часть найденных сосудов изготовлена на гончарном круге, но основная их масса сформована от руки. Одни сосуды грубые бугристые, другие тщательно заглаженные. Найдено много железных изделий. В том числе орудия кузнеца: клещи, молот - и его продукция - два топора. Из железных вещей особенно многочисленны ножи, шилья, поясные пряжки. Найдены серп, кресало, рыболовный крючок и другие предметы. Изделия из цветных металлов представлены серебряными височными кольцами и обломками зеркала, бронзовыми пряжками, подвеской-лунницей, браслетами, фибулой и другими предметами.

Обитатели городища занимались земледелием, скотоводством, рыболовством. Гораздо меньшую роль играла охота.

Весь облик материальной культуры и уклад хозяйства обитателей городища Лбище свидетельствует об их неместном происхождении. Скорее всего, они пришли с запада, из области распространения черняховской и пшеворской культур, может быть из района верховьев Западного Буга и Днестра. По языку они, скорее всего, принадлежали к славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Городище существовало в конце III- IV вв. н.э.

Памятники, аналогичные городищу Лбище, пока немногочисленны, но это, возможно, объясняется их слабой изученностью.

Городище, селище и могильник Ош-Пандо-Нерь

В 1,5 км к западу от с.Шелехметь Волжского района находится гора Ош-Пандо-Нерь. Тринадцать столетий назад на вершине горы была крепость, защищенная рвом, валом и частоколом. Склоны горы круты и неприступны. Жить в крепости постоянно было невозможно. Она была убежищем на случай вражеского нападения.

Местом постоянного обитания было огромное селище, раскинувшееся в Холодном овраге у подножья горы Ош-Пандо-Нерь и получившее от нее свое название.

В 70-х и 80-х годах экспедициями Куйбышевского университета и областного музея под руководством Р.М.Ключниковой и Г.И.Матвеевой проводились раскопки селища. Были выявлены два жилища. Одно наземное срубное с глинобитным полом, другое - полуземлянка с очагом. Оба жилища погибли в результате пожара.

На поселении найдено большое количество фрагментов грубых лепных горшков и мисок. Единичные обломки принадлежали сосудам черного цвета с лощеной поверхностью. Многочисленны находки грузиков-пряслиц для веретен. Из железных предметов особый интерес представляют скобель для обработки дерева, ножи, серп, поясная пряжка. Бронзовые изделия представлены женскими украшениями - проволочным височным кольцом и фигуркой человека, одетого в длинную рубаху. Найден также обломок глиняной фигурки животного.

Характер глиняной посуды и металлических изделий позволил установить, что селище и городище относятся к V-VI вв. н.э. Оно принадлежало племенам именьковской культуры, которые, по мнению исследователей, были славянами, переселившимися в Среднее Поволжье с запада из Поднепровья и Поднестровья. Основными отраслями их хозяйства было пашенное земледелие и скотоводство. Высокого уровня развития у них достигли черная и цветная металлургия.

Именьковская культура прекратила существование в VII веке в связи с приходом в Поволжье болгарских племен из Приазовья, Причерноморья и Подонья. Пришельцам принадлежит около двух десятков курганных и грунтовых могильников. Один из таких раннеболгарских могильников возник приблизительно через век после гибели селища на его территории. Умерших хоронили в могилах прямоугольной формы. Они лежали головой на северо-восток. Вещей в погребениях немного. Это серьги, браслет и обломок зеркала в женских погребениях и ножи - в мужских. Есть и безынвентарные погребения. Над могилами нет курганов, но в верхней части заполнения могил часто встречаются наброски из камней. Одно погребение совершено по обряду трупосожжения. Кроме грунтовых погребений на территории селища обнаружен курган с каменной обкладкой.

Исследованные погребения относятся к концу ХП-ХШ веков.

Таким образом, на одной территории представлены памятники славян и болгар - двух пришедших в Среднее Поволжье и сменивших друг друга народов.

Селище и могильник интенсивно размываются весенними водами, их необходимо как можно скорее исследовать.

Эти племена не были коренными обитателями Среднего Поволжья и пришли сюда с запада из Поднепровья и Поднестровья.

Новинковский курганный могильник

Вдоль южной оконечности Самарской Луки от с.Подгоры до с.Брусяны на первой надпойменной террасе между Волгой и цепью Жигулевских гор разбросаны курганные могильники, названные по наиболее исследованному Новинковскому могильнику памятниками новинковского типа. Они принадлежат болгарским племенам, пришедшим в Среднее Поволжье с юга из Приазовья и Причерноморья в конце VII в. н.э.

Характерной особенностью курганов новинковского типа является наличие известняковых камней в насыпи и каменные обкладки курганов.

Одним из самых интересных памятников данного типа является могильник, расположенный в 5 км к западу от с.Рождествено Волжского района югу от дороги Рождествено - Новинки. Могильник состоял из 29 курганов каменными обкладками. В 1980-81 годах археологическая экспедиция Куйбышевского университета произвела раскопки 20 курганов. Под их насыпями находилось от одного до 8 погребений. Центральные основные погребения обычно принадлежали мужчинам-воинам. Они сопровождались оружием, предметами конской сбруи и поясными наборами. Оружие в могилах представлено саблями, луками и наконечниками стрел; предметы конской сбруи - удилами стременами и уздечными накладками. Вокруг главного мужского погребения располагались погребения женщин и детей. В женских погребениях встречались бронзовые, серебряные и позолоченные серьги, браслеты, бусы; в детских погребениях - грубые глиняные горшки, изготовленные без гончарного круга. В погребениях взрослых сосуды обнаружены только один раз в парном погребении мужчины и женщины.

Судя по типам оружия и украшений, могильник датируется концом VII-VIII веками н.э. и принадлежит племенам, пришедшим в Поволжье с юга из Приазовья и Причерноморья. Скорее всего, эти племена составили первую миграционную волну болгар, переселившихся на северо-восток после распад племенного союза в Приазовье, известного под названием Великая Болгария.

Муромский городок

Самым выдающимся памятником археологии Самарского края по прав считается Муромский городок - один из самых крупных городов Волжской Болгарии. Он возник во второй половине Х века в западной части Самарской Луки, между современными селами Валы и Жигули. Средневековое название города неизвестно, однако местное население место, где он находился, называет Муромским городком. Это название и вошло с 20-х годов в археологическую литературу. Впервые город был описан участниками академически экспедиций XVIII века И.И.Лепехиным и П.С.Палласом. В 1928-29 г раскопки городка производились экспедицией общества археологии, этнографии и естествознания под руководством В.В.Гольмстен, а в 1971-79 гг. экспедицией Куйбышевского университета под руководством Г.И.Матвеевой. Раскопки позволили получить богатый материал по истории и культуре города.

Площадь города составляла около 150 га. Он делился на внутренний и внешний. Обе части города были защищены валами и рвами, в качестве оборонительных сооружений использовались также овраги, углубленные расширенные. Город окружали села и слободы: в его окрестностях выявлен более десятка болгарских селищ.

Раскопки позволили проследить, как рос город. Самая древняя его часть внутренний город, расположенный на мысу между двумя оврагами. Здесь был наиболее густая застройка. Дома горожан были бревенчатыми, срубными глинобитными. Изредка встречались землянки. Общественные здания - бани и жилища феодалов строились из крупного кирпича квадратной формы. Были в городе и мечети, но места их нахождения пока не выявлены.

Среди горожан было немало ремесленников. В западной части внутреннего города обнаружены медеплавильные печи, сложенные из глины и камней, остатки мастерской медника, изготовлявшего медную посуду и другие изделия. Поблизости найдены орудия ювелиров. Ближе к валу находился гончарный горн прямоугольной формы, в котором обжигался кирпич. Двухъярусный я прямоугольной формы найден в южной части внешнего города. Городские ремесленники снабжали своей продукцией все окрестные селища. Город был важным торговым центром. Этому способствовало его географическое положение на южной границе Болгарского государства в непосредственной близости от р. Волги. О далеких торговых связях свидетельствуют находки монеты - германского динария XI в., а также фрагменты среднеазиатской и иранской посуды, стеклянных браслетов из русских городов и шиферных пряслиц, изготовленных в г. Овруче, близ Киева. Городское население занималось земледелием. В городе найдены плужные лемехи, сошники, косы-горбуши и серпы. Зернохранилищами служили глубокие ямы колоколовидной формы. В них находят обугленные зерна проса, пшеницы, овса, ячменя. О развитии скотоводства свидетельствуют находки огромного количества костей животных.

Муромский городок был цветущим городом. В нем были мечети, медресе, торжища.

Умерших обитатели города хоронили на обширном мусульманском кладбище, расположенном у южной его окраины. Как и все болгары, они были мусульманами, поэтому погребения совершены по мусульманскому обряду. Город достиг своего расцвета к началу XII века. В 1236 году в Волжскую Болгарию вторглись полчища хана Батыя. Они разрушили крупнейшие болгарские города: Биляр, Болгар, Сувар. Но первой их жертвой стал самый южный город Болгарии - Муромский городок. О его внезапной гибели свидетельствует мощный слой пожарища и находки скелетов погибших горожан встрявшими в костях наконечниками монгольских стрел. Сожжены были и местные села.

После разгрома Муромского городка часть болгарского населения покинула Самарскую Луку и расселилась к югу и к востоку от нее на левобережье лги. Некоторые болгарские поселения избежали разгрома и продолжали существовать. К числу их относится город, расположенный недалеко от Междуреченска. Он продолжал существовать в XIII-ХIX вв.

Сухореченское селище

После разгрома Батыем Муромского городка и многих других поселений Самарской Луки часть оставшихся в живых болгар покинула ее и расселилась по всей территории современной Самарской области. Их поселения появись на реках Кондурча, Сок, Самара, Большой Кинель.

Одно из самых крупных и наиболее исследованных болгарских поселений XIII-XIV веков находится на южной окраине ныне не существующей деревни Сухая речка Похвистневского района на берегу р.Большой Кинель. В настоящее время его площадь превышает 12 гектаров, а в эпоху средневековья, видимо, она была значительно больше, т.к. река Кинель ежегодно разрушает поселение во время половодий и значительная его часть уже уничтожена.

В течение 7 лет в 70-х и в начале 80-х годов производились раскопки Сухореченского поселения. Это позволило восстановить картину жизни их обитателей. Оно представляло собой крупный торгово-ремесленный центр сельского типа. Он состоял из срубных бревенчатых домов, располагавшихся улицами параллельно реке. В южной части поселка на берегу Кинеля были сосредоточены ремесленные мастерские. Здесь исследованы остатки железоделательного горна, сложенного из глины. Найдены глиняные трубочки - сопла, на которые надевались кожаные мехи для вдувания в горн воздуха, необходимого для получения железа. Вокруг горна обнаружено большое количество железных шлаков. Найдены и железные изделия: ножи, ключи, детали замков, кресала, мотыга и др. Металлурги уже умели получать чугун: найден обломок чугунного котла. Исследовано 4 гончарных горна для обжига посуды. Еще один горн был разрушен рекой. Все горны были цилиндрическими двухъярусными: нижний ярус - топка, верхний - камера для обжига посуды. Один горн оказался загруженным, т.к. гончар, обжигавший в нем кувшины, по какой-то причине не смог извлечь из него свою продукцию. Возможно, ему помешало какое-то чрезвычайное событие, может быть, приведшее к гибели поселения. Сухореченские ремесленники изготовляли на гончарном круге корчаги, горшки, кувшины и миски. Благодаря хорошему горновому обжигу посуда имела красивый красный цвет.

Находки многочисленных костяных изделий свидетельствуют о присутствии на поселении косторезов, а находки бракованных стеклянных сосудов о наличии стеклодувного производства. Жили здесь, видимо, также плотники и другие ремесленники, продукция которых изготовлялась по заказам и на продажу. Они снабжали этой продукцией население окрестных сел.

Среди обитателей поселения были и торговцы. В центре его, видимо, было торжище. Благодаря торговцам на поселении встречаются привозные изделия: обломки среднеазиатских сероглиняных сосудов с рельефным орнаментом, а также привезенные из золотоордынских городов Нижнего Поволжья блюд и чаш, покрытых бирюзовой поливой и украшенных мелким узором синего или черного цвета. Весьма интересен обломок бронзового браслета с арабской надписью, от которой сохранились два слова, переводимые как "слава и счастье". Подобные браслеты с изречениями из Корана были широко распространены в странах арабского Востока в Х1П-Х1У веках. На селище найдены золотоордынские монеты.

Основная масса населения занималась сельским хозяйством: распахивала и засевала окружающие поселок поля и разводила стада лошадей, коров, овец и коз.

Поселение существовало около двух веков. Причины его гибели, к сожалению, выяснить не удалось. Возможно, оно было сметено с лица земли во время похода Тимура в 1391 году.

Раскопками вскрыт лишь очень небольшой участок поселения. Много тайн хранит его неисследованная часть. Будущие исследования селища позволят полнее восстановить его историю как частицу истории Поволжья золотоорынского периода. Можно сожалеть лишь о том, что каждый год разрушаются Кинелем все новые участки селища, уничтожаются одна за другой строки и oграницы этой истории.

Барбашинский могильник

На поляне им. Фрунзе в г.Самаре находятся два археологических памятника, принадлежавших мордве, пришедшей на территорию Самарского края в XIII- XIV вв. с запада. Эти памятники были открыты в 90-х годах прошлого века во время строительства дачи купца Соколова. Самарские краеведы собрата вещи из разрушенных погребений и передали их в музей. В 1934 году ленинградский археолог Б.Н.Латынин произвел раскопки 62 погребений. Однако гораздо большее их число остались нераскопанными.

В центральной части могильника погребенные лежали головами на север. Так хоронила мордва-эрзя. На окраине кладбища погребенные лежали головами на юг, как это было принято у мордвы-мокши. Таким образом, население, хоронившее в могильнике, принадлежало к двум родственным группам мордвы, которые в близком соседстве жили на расположенном рядом с могильником селище.

Мужчин хоронили в вытянутом на спине положении, женщин - на боку с подогнутыми ногами. С умершими в могилу клали принадлежавшие им вещи. Количество вещей в могилах неодинаково. Есть очень богатые и очень бедные. Вместе с мужчинами встречаются топоры, копья, ножи, обкладки луков, наконечники стрел, огнива, шилья, накладки от поясов и застежки-сюльгамы. Женские погребения кроме застежек-сюльгам и ножей содержат украшения: серьги, браслеты, перстни, бусы. В нескольких погребениях найдены золотоордынские монеты ХШ-ХIX вв.

Исследования могильника и селища позволили установить, что, наряду с болгарами, на территории Самарского края жила мордва, переселившаяся с территории современной Мордовии и Пензенской области. В наши дни могильник и селище полностью застроены и продолжить их исследование невозможно.

Березовское селище

На окраине с.Березовки в Шигонском районе недалеко от места впадения р.Усы в Куйбышевское водохранилище находится Березовское селище - одно из самых ранних русских поселений в Самарском Поволжье. Оно существовало в XIII-XIV веках. Селище было открыто и исследовано отрядом Куйбышевской археологической экспедиции под руководством А.Е.Алиховой. Выявлено несколько небольших деревянных жилищ с глинобитными печами.

Собраны обломки горшков и кувшинов, изготовленных на гончарном круге, железные изделия, стеклянные бусы, монеты. Найден большой бронзовый нательный крест и подвеска в виде уточки. Судя по наличию различных групп посуды на селище, основную массу его населения составляли русские. Кроме них на селище жили также болгары.

Русские пришли в Поволжье в XIII веке одновременно с мордвой. В настоящее время Березовское селище почти полностью разрушено Куйбышевским водохранилищем.